9.6 C
Саранск
Среда, 24 апреля, 2024

«Привычное дело» Александра Пудина. Народный писатель Мордовии отмечает свой юбилей

Драматургия вне моды

Александра Пудина сейчас знают во многих городах нашей страны и за её пределами.

Уроженец Зубово-Полянского района, Государственный литературный института имени М. Горького он окончил как поэт, учился у выдающегося советского поэта Егора Исаева, затем – у Валентина Сидорова. Вернувшись в Мордовию, трудился в Республиканском книжном издательстве, в начале девяностых вместе с единомышленниками создал современный коллектив Мордовского национального театра. А чуть раньше, он – дипломированный поэт попробовал себя в драматургии.

Как вспоминает известный московский театровед Валентина Фёдорова, первая пьеса, которую 30-летний Александр Пудин презентовал на семинаре драматургов Поволжья, сразу «поразила глубиной знания жизни и тем особым умением строить события так, чтобы на твоих глазах разворачивалось действие, раскрывались характеры, менялись обстоятельства и человек…Его трилогия «В пустом доме люди», «Анахореты», «Очаг» стала свидетельством того, что в российскую литературу пришёл серьёзный талантливый автор. Он удержался от искуса новомодных драматургических веяний – от чернухи, эпатажа, переусложнённости формы. Писал не для престижных фестивалей и не для зарубежных коллег, пытающихся спекулировать «экзотическими» произведениями «этих странных российских авторов», столь модных в период горбачёвской перестройки, не подделывался ни под чьи вкусы…

Он писал про нас с вами, обыкновенных, грешных, ошибающихся, но живых, ищущих, отстаивающих свои позиции. Писал о людях, потерявшихся в новой жизни и мучительно ищущих своё место, писал о новых русских, новых мордовских – о новых хозяевах жизни и о простых тружениках, которые живут, чтут заветы предков, придерживаясь народной мудрости…О людях, сохраняющих нравственный закон в сердце, и о тех, кто преступил некую черту».

— Он относится к театру с особым трепетом как к общественному институту, имеющему огромное значение в становлении человека, в его духовной жизни, — говорит о Пудине Валентина Фёдорова. – Александр Пудин создал свой особый театр, это мир его пьес, таких разных, всегда интересных, берущих за душу, заставляющих думать, размышлять, потому что его драматургия… о вечном – о человеческой душе в меняющемся мире».

Вираж из журналистики в чиновники

При этом, заметим, Пудин неоднократно впрягался в новое для себя дело. В середине лихих 1990-х вдруг из театра ушёл в пресс-секретари главы региона. А на рубеже XX-XXI веков согласился возглавить нашу газету, в ту пору переживавшую не лучшие свои времена. Но под руководством Александра Ивановича «Известия Мордовии» обрели свежее, современное дыхание и завоевали массовый читательский интерес.

Позже Пудин стал советником первого вице-мэра Москвы и заместителя председателя Госдумы России Людмилы Швецовой. А затем… опять вернулся в театр, взвалив на себя обязанности художественного руководителя Ростовской академической драмы.

За три года ростовчане под руководством Пудина выпустили немало знаковых спектаклей, в том числе, масштабные постановки по прозе классиков донской литературы – «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Цыган» Анатолия Калинина, «Матерь человеческая» Виталия Закруткина, которые показывались также на сцене Малого театра в Москве и в С.- Петербурге.

«Стараюсь помогать людям»

Однако какую бы официальную должность он не выполнял, сам Пудин признаётся: «В первую очередь, я пишущий человек, литератор. И в творчестве, и на госслужбе я с любопытством наблюдаю за жизнью, за судьбами людей, стараюсь пропускать все это через своё сердце. Моя работа и в той, и в другой сфере — это попытка помочь людям…».

Как-то на вопрос «почему он занялся драматургией?» Александр Иванович ответил коротко: «В благодарность тем, кто сделал мне добро. Каждой своей пьесой, прежде всего, я хочу отблагодарить своих предков, близких, своих учителей, своего руководителя по работе в правительстве Москвы Людмилу Швецову и других замечательных людей, с кем мне посчастливилось общаться». 

«Лучше всего пишется в деревне»

Сейчас в его творческом арсенале более семидесяти пьес. Причем, по словам Александра Ивановича, лучше всего ему пишется в сельском доме в родном Мордовском Пимбуре. И там он – поверьте – отнюдь не редкий гость.

Оно и понятно. Родная земля — почва, неустанно питающая творческое вдохновение автора.

Недавно, взявшись за новую пьесу для кукольного театра, Александр Иванович вспомнил, как в детстве отец рассказывал ему сказки.

Мама будущего драматурга скончалась, когда ему едва исполнилось 11 месяцев. А отец, бывший председателем колхоза, по вечерам все-таки находил время, чтобы читать сыну перед сном сказки.

— Тогда у нас в деревне ещё не провели электричества. В комнате горела тусклая лампа да печка-голландка щедро дарила тепло и чудесный волшебный свет, — поделился Александр Иванович воспоминаниями 60-летней давности. – Сказки были русские, но отец их рассказывал на мокшанском языке. Скажу прямо: взять сказку на одном языке и, удерживая сюжет, язык, образы в голове, излагать её тут же на другом – задача совсем непростая. Отцу это удавалось. Поэтому свою пьесу для детворы «Глинышек – зоркое сердце» я посвятил отцу.

Там же среди высоченных сосен зубово-полянской глубинки в творческих мучениях родилась и пьеса «Привычное дело» по одноименной повести Василия Белова.

Александр Пудин писал её специально для Вологодского драмтеатра, и сам же, как режиссер, поставил спектакль. В октябре минувшего года премьеру на «Ура!» приняла вологодская публика. Затем спектакль показали в Санкт-Петербурге, а в ноябре постановке Пудина по Беловскому «Привычному делу» аплодировали московские зрители, под завязку заполнившие зал филиала Малого театра на Ордынке.

Накануне, 65-летия, которое официально приходится на 16 января, мы по давней дружбе созвонились с Александром Ивановичем.

— Как отмечаю круглую дату? Тихо, в кругу близких, — без кокетства сообщил юбиляр. – И как всегда пишу новую пьесу. Она основана на реальных исторических событиях Антоновского восстания, случившегося в годы Гражданской войны в Тамбовской губернии. По сути, это глубоко трагическая страница отечественной истории, о которой долгое время предпочитали вслух не говорить. У меня ещё в молодости возникло желание обратиться к этой теме. Но не хватало материала, раньше многие документы были засекречены. Зато теперь появилась возможность изучить подробности, и я взялся за пьесу. Пока не знаю, где её поставят…

Но вообще, Александр Пудин, конечно, мечтает, хотя и не говорит об этом, чтобы его пьесы шли на театральных сценах Мордовии. Странно, что местные театры в последние десятилетия не обращаются к талантливой драматургии земляка. В то время как спектакли по пьесам Пудина с успехом идут в репертуаре многих, в том числе, столичных театральных коллективов страны.

Что касается юбилея. В Мордовии о нём не забыли. В Республиканском краеведческом музее им. И.Д. Воронина готовится большая экспозиция, посвященная 65-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности драматурга. Правда, откроется она чуть позже.

А мы, не дожидаясь вернисажа, уже сегодня от имени всех читателей и зрителей поздравляем Александра Ивановича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья и оптимизма, интересных творческих идей и их успешного воплощения! Новых постановок и заслуженного признания!

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости