14.3 C
Саранск
Вторник, 17 сентября, 2024
spot_img

Ольга Лысенко: «Хочу, чтобы наши дети и внуки знали о своих мордовских корнях»

Мордовский национально-культурный центр «Иненармунь»* в Челябинске создан три года назад. Но за сравнительно непродолжительное время его деятельность вызвала немалый резонанс. Прошлой  осенью по инициативе и стараниями руководителя «Иненармунь» Ольги Лысенко на Южном Урале провели фестиваль финно-угорской мифологии «Пантеон», заинтересовавший и взрослых, и детей. В феврале для челябинских школьников и студентов организовали встречи, посвященные легендарному лётчику, Герою Советского Союза, уроженцу Мордовии Михаилу Девятаеву. На встречу пригласили его сына. В мае прошёл Фестиваль мордовской культуры на Южном Урале.

А сама Ольга теперь нередко навещает Мордовию. Была она и среди гостей всероссийского марафона «Мы вместе!» и национально-фольклорного фестиваля «Кургоня». Воспользовавшись удобным случаем, журналисты «ИМ» решили узнать у челябинской гостьи подробности создания национально-культурного центра «Иненармунь».

— Моя профессия никак не связана с этнологией, — сразу предупреждает Ольга. — Окончила Уральский экономический университет по специальности «управление персоналом».

Я всегда знала, что мои предки — эрзяне. Бабушка с дедушкой перебрались на Урал в середине 1950 гг., когда возводился крупный цементный завод. Сюда из Поволжья перекочевали многие родственники и больше половины их односельчан. Обосновались в п. Депутатское, и, по словам бабули, общались друг с другом на родном эрзянском языке. Бабушка признавалась, что русский язык она тогда просто не знала. Бабушкина родня и на новом месте в обыденной жизни придерживалась домашнего уклада предков. К примеру, Троицу или Рождество они отмечали и до сих пор отмечают иначе, чем другие уральцы. А на день поминовения усопших, как принято у мордвы, ходят все дружно на сельский погост, на траве расстилают большое полотенце и национальными блюдами поминают всех усопших.  Прабабушка делала вареники с творожно-картофельной начинкой, томленое в печи кислое молоко «чапамо ловсо» с аппетитной коричневой корочкой. А самым любимым угощением у нас в детстве были бабушкины рассыпчатые пряники «сюкор» из сдобного теста без сахара.

— А эрзянский язык понимаете?

— К сожалению, следующие поколения, выросшие на Урале, язык почти не сохранили. Я спрашивала у мамы, почему? Просто был период, когда в обществе, мягко говоря, не поощрялось общение на национальных языках. Хотя в семьях, дома, люди продолжали говорить по-эрзянски. И моя мама эрзянскую речь понимает. А я, увы…

— Фамилия Лысенко по мужу? У него украинские корни?

— Да, предки Павла с Украины. Они тоже давно обосновались на Урале. Его и мои прадеды в годы Великой Отечественной войны сражались на фронте. Летом мы всей семьей, с сыновьями, ездили в Астрахань. Специально останавливались у Мамаева кургана, чтобы отдать дань памяти солдатам, защитившим мир от фашизма. И Павел считает себя россиянином не только по гражданству, но и по мировоззрению.

— Как же родилась идея о центре «Иненармунь»?

— К созданию мордовского центра меня привёл случай. Я увлекаюсь фотографией. Однажды для фотосессии понадобились этнические костюмы. Обратилась в Челябинский центр народного единства. И обнаружила, что в регионе много общественных объединений разных народов – азербайджанцев, армян, башкир, татар, казахов, киргизов, таджиков, узбеков, немцев, поляков и других. Мне стало откровенно обидно, что у мордвы нет такого национального сообщества. При том, что в области немало этнических эрзян и мокшан. В начале 2000-х в регионе имелось объединение финно-угорских народов. Но более дести лет назад не стало его руководителя, и деятельности заглохла.    

Взять инициативу в свои руки меня подвигла Луиза Алмаева, которую я очень уважаю. Она – авторитетный политолог, кандидат исторических наук, стоявшая у истоков образования Ассоциации национально-культурных объединений Ассамблеи народов Челябинской области. Луиза Махмутовна мне настоятельно советовала заняться созданием центра. Она — сама татарка — говорила, что первыми ещё в XVII веке начали осваивать территорию Южного Урала и развивать здесь хозяйство, ремесла, производство именно финно-угры. И уже позже подтянулись другие народы.

— У живущих сейчас на Урале потомков эрзян и мокшан заметна тяга к этническим истокам?

— В сельской местности с компактным проживанием людей одной национальности лучше сохраняются народные традиции. Это относится не только к мордве. В семи районах области у нас есть села, где живут эрзяне и мокшане, там отмечается День мордовских языков, в некоторых есть самодеятельные национальные музыкальные коллективы.

А когда прошлой осенью в Челябинскую область приезжала саранская группа «Мерема», их концерт на ура приняли не только мордва.

Чтобы познакомить с национальной культурой и традициями эрзян и мокшан подрастающее поколение, привозим из Мордовии в челябинские библиотеки книги, инсценируем мордовские сказки, разучиваем с детворой народные игры.

Во время фестиваля «Пантеон» мы организовали встречу уральских студентов с ученым НИИ гуманитарных наук РМ Игорем Зубовым, который рассказал массу интересного о финно-угорской мифологии. И, представьте, молодежь заинтересовала эта тема. Саша Артемьев учится в вузе на историко-филологическом факультете. У него мокшанские корни, он пытается самостоятельно освоить язык предков, хотя его родители на мокшанском не говорят. Особенно радует, что историей своего народа, этническими истоками интересуются молодые люди.

Мы думаем, как помочь тем, кто хочет выучить эрзянский и мокшанский языки. Благо, современные технологии позволяют вести учебно-практические занятия онлайн.

— А много сегодня в области этнической мордвы?

— Более 30 тысяч человек. И не только в сельской местности. Мне хочется, чтобы все мы, наши дети и внуки не забывали о своих  корнях, помнили национальные традиции, не забывали язык своих предков. Хочу поблагодарить за помощь и полезные советы председателей Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Юрия Мишанина и Татьяну Ларину и коллег из других регионов России, где уже многие годы ведётся работа национально-культурных автономий. Мы общаемся, неоднократно встречались в Мордовии, делились опытом. Со многими познакомились в экспедиции «Волга – река мира».

В этом году решили организовать первый праздник мордовской национальной культуры «Шумбрат!» в Челябинской области. Мне очень хочется, чтобы все уральцы узнали, насколько мой народ разносторонне талантливый, трудолюбивый, гостеприимный, хлебосольный и красивый. Надеюсь, творческие коллективы и артисты Мордовии также станут участниками праздничной программы.

Будем рады видеть всех 21 сентября в городе Троицке. Вастомазонок!

— До встречи!

*Иненармунь в мировоззрении древней мордвы – великая водная птица, ставшая первоосновой всему сущему и воплощающая в себе единство трёх начал: земли (птица может ходить), воды (плавать), воздуха (летать). 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости