Спектакли Рязанского ТЮЗа произвели небольшую революцию среди саранских поклонников театрального искусства. С полноценными гастролями теперь редко кто приезжает в регионы. Но соседи на сей раз привезли три спектакля для взрослых и сказку – для детворы.
Впрочем, рязанскую «Царевну-лягушку» с равным удовольствием смотрели не только ребята, но и их родители, педагоги. Современные детки, выросшие на компьютерных играх, вдруг увидели наяву сказочные чудеса, сотворенные постановщиками и артистами. Диво дивное – во время представления юные зрители просто забыли про свои сотовые «игрушки», без которых подрастающее поколение себя уже, казалось бы, не мыслит.
Старшему поколению рязанцы предложили комедию «Женитьба Бальзаминова», драму «Гроза» по А.Н. Островскому и постановку по пьесе модного английского драматурга Рея Куни «№13».
Надо оговориться, что все спектакли поставила режиссёр, она же художественный руководитель Рязанского театра на Соборной Марина Есенина, которой удалось сколотить надежную команду профессионалов, способную воплощать любые творческие задумки своего лидера.
Саранскую публику, пришедшую на «…Бальзаминова», подкупили яркие гротесковые образы персонажей и утонченная, по-современному технически решенная сценография. Да и заявленная драматургом тема – стремление молодого человека добиться успеха не трудом и умом, а посредством выгодной женитьбы на богатой невесте – в спектакле рязанского ТЮЗа звучит как нельзя более актуально. При этом режиссер не старается нарочито осовременить классическую драматургию, которая по своей сути не устаревает. Хотя в целях лучшего усвоения зрителем той самой глубинной сути Марина Есенина порой купирует некоторые фрагменты авторского текста, чтобы ещё четче акцентировать главную мысль. И в сценическом прочтении знакомой многим «Грозы» Островского у рязанцев зримее (через костюмы, освещение, метафорические декорации) читается трагедия Катерины и человеческого общества, погрязшего в укладе «темного царства».
Комедия жутко популярного сейчас Р. Куни в афише Рязанского ТЮЗа – редкое исключение из основного репертуара, поскольку пьеса имеет адресацию «только для взрослых». Но у взрослых тоже свои запросы. В принципе, рязанский спектакль «№13» получился динамичным, экспрессивным. Саранская публика поначалу повеселилась, но во втором акте откровенно утомилась в ожидании финальной развязки. Прописанные драматургом комичные положения уже не казались настолько пикантными и интригующими. И даже фееричное актерское мастерство исполнителей не спасало. Тут, как говорится, Куни проиграл Островскому.
Но, в целом, саранская публика получила удовольствие от близкого знакомства с творчеством Рязанского театра на Соборной.
Мила МЕЛЬНИКОВА