Персональная выставка Николая Рябова «Метаморфозы времени», открывшаяся в Галерее на Советской, 29, поражает не только завидной работоспособностью художника.
В четырёх залах разместилось почти 140 произведений – живопись, графика, резьба по дереву, созданных в разные годы, начиная с середины 1990-х и совсем новые, ещё пахнущие красками картины.
Причём, это далеко не всё, сделанное им за тридцать лет.
И персональная выставка, по словам организаторов, уже 20-я по счёту.
Зато отобранные именно для этой экспозиции работы позволяют проследить, творческую эволюцию автора и при этом убедиться, что он одинаково мастерски владеет профессией.
Пишет трогательно нежные натюрморты, и с долей иронии подмечает соседство на осенней грядке перезревших подсолнухов и кабачков.
В портретах не просто с фотографической точностью воспроизводит внешность, но передаёт характер героя. По крайней мере, мне довелось близко знать историков Сергея Бахмустова, Валерия Юрченкова, хореографа Александра Бурнаева. И у Николая Рябова они будто живые. Или вот графические портреты саранского педагога-художника Валерия Варданяна и профессора филфака Андрея Танасейчука, преподававшего нам в университете зарубежную литературу. Словно видишь их перед собой наяву.
А рядом – графические реконструкции Саранска XVIII века. Это художник позволяет нам заглянуть в свою творческую кухню, показывая заготовки для жанрового полотна «Смутное время…», где воссоздал эпизод прибытия в уездный Саранск войска под предводительством Емельяна Пугачёва.
Взявшись за картины на исторические темы, Николай Рябов, прежде всего, досконально изучил массу подробностей, связанных с тем периодом, включая городскую архитектуру, одежду, обувь, вооружение и т.д.
Живописные многофигурные картины того самого «Смутного времени» и ещё более раннего прошлого – в большом экспозиционном зале. К примеру, «Защита Золотарёвского городища» – своего рода реинкарнация участников битвы, случившейся летом 1237 года.
По версии исследователей, в том сражении первый решительный отпор шедшим на Русь полчищам Батыя дало войско эрзянского князя Пургаза, не позволившее ордынцам захватить городище. На полотнах Николая Рябова мы видим легендарного эрзянского вождя – инязора, его сподвижников, героически оборонявших свою землю от захватчиков в XIII веке. В мужественных лицах далёких предков угадываются черты их потомков, живущих рядом с нами сегодня.
Кстати, не случайно куратор выставки Виктор Махаев предложил назвать выставку «Метаморфозы времени». Поскольку наряду с широким диапазоном жанров, в каких с одинаковым успехом работает Николай Рябов, она позволяет проследить стилистическую эволюцию его творчества от этнофутуризма 1990-х к символизму 2000-х и историческому реализму 2020-х годов.
Рядом с картинами по мотивам мифологических историй – сюжеты из деревенской обыденности, написанные художником с лёгкой иронией и искренней любовью к односельчанам. Рядом с портретами современников в национальных нарядах и в повседневной одежде – аллегорические образы мудрецов, богинь и т.д.
Кстати, Николай Владимирович давно и основательно занимается изучением культурного наследия, защитил кандидатскую диссертацию. И в его произведениях заметно творческое осмысление национальной истории прошлого и настоящего.
И ещё ваше внимание невольно притягивают пейзажи Николая Рябова. Многие россияне летают в Турцию позагорать, поплавать и совершить экскурсии по тамошним достопримечательностям. А он – работать, пишет Храм Аполлона в Сиде, сказочные каскады термальных источников Памуккале, штормящие волны Средиземного моря или нашпигованное курортными отелями побережье Анталии.
Да, и Кавказские горы, и подножье спящего, но всё равно настораживающего вулкана Маунт-Худ, и грохочущие потоки гигантского Ниагарского водопада, и древний Суздаль – бриллиант в ожерелье туристического «Золотого кольца» России на полотнах Николая Рябова прекрасны в своём естестве. Однако особая душевность невольно чувствуется в неброских пейзажах его родной Подлесной Тавлы с обычными деревенскими домиками и сараями, холмистым рельефом и тихими заводями в ближайшем лесочке.
Если интересно совершить путешествие во времени и пространстве, сходите до 15 января в Галерею на Советской, 29, и вам посчастливится увидеть мир глазами талантливого художника, не перестающего изучать окружающую действительность во всех её проявлениях.