17.3 C
Саранск
Суббота, 27 апреля, 2024

Николай Мокшин: «Через песни можно рассказать об этнографических особенностях своего народа»

Область научных интересов известного историка Николая Федоровича Мокшина огромна. Все его изыскания со студенческих лет связаны с историей мордовского народа — этнография, этногенез, общественный и семейный строй, религиозные верования и обряды, мифология. У Николая Федоровича множество почетных званий. Даже одно из них — он является членом Совета Старейшин Русского географического общества – говорит о многом.  Им написаны сотни научных трудов. Но возможно не все знают, что знаменитый профессор ещё и автор популярных мордовских песен.

Первая песня «Чуди лейнесь Инелей» («Течет речка Инелей») была написана совместно с классиком мордовской музыки Г.И. Сураевым-Коралевым. «Георгий Иванович талантливейший мордовский композитор, — с благодарностью вспоминает музыканта Мокшин, -Я горд, что он написал музыку к моим стихам».  Впервые песня о красоте речки Инелей, о просторах родного края прозвучала в исполнении солистки «Келу» Анны Атласовой. Позже вошла в репертуар другой талантливой певицы Нины Спиркиной и многих других.  

Мелодию к следующей песне «Сюк-сюк, Ковава» («Кланяюсь тебе, мать Луна») написала заслуженная артистка России Нина Маркова. Это необычное музыкальное произведение, благодаря которой слушатель узнает об удивительном и давно забытом обычае древней мордвы – поклонении ночному светилу. Такую песню конечно мог сочинить только историк, специалист своего дела. «Существовал такой обряд, — рассказывает Николай Федорович, — когда при появлении новой луны, мордовки кланялись ей, произносили молитву и просили здоровье: «Тонетьшумбракши, моненьшумбрачи» («На тебе, мать Луна добрый хлеб, а нам дай здоровья!»). Об этом и поется в песне».

Многие отмечают связь между песенным творчеством и научными изысканиями мордовского этнографа. Она несомненно имеется. «Я хотел, — объясняет Мокшин, — чтобы мои идеи, мои научные концепции были высказаны не только в узкой научной среде, асреди большего количества людей. Через песни можно рассказать об этнографических особенностях своего народа. Надеюсь, найдутся любопытные слушатели, которые зададутся вопросами: «А какова история моего народа? А какие были традиции? Что сохранилось до нашего времени, а что кануло в лету». Действительно, забылись ведь не только традиции, но и слова, формы слов. А музыка, песня может их оживить. Как случилось, например.  в песне «Косат, моньялгинем?» («Где ты, мой дружочек?»). Её исполняет эстрадно-фольклорная группа «Вий». В тексте песни автор использовал забытую словоформу, которая сейчас намного упростилась. Так длинные слова «кундындерявлититнь, кутмордырявлититнь, вечкендерявлитинь» превратились в более короткие, емкие. Эти архаичные формы кто-то услышал впервые, а кто-то возможно вспомнил речь бабушки, в которой ещё проскальзывали эти слова.«Мордовские слова сами по себе певучие, — говорит историк, — вот например мелодичное слово «пичечуля» само просится в песню. Так и родилась песня «Пичечуля» («Черника»)». Музыку к песне о лесной ягоде написал композитор В. Овчинников. Поёт её замечательная певица Елена Воронина.

У Николая Федоровича более десяти песен. Они звучат и в нашей республике, и за её пределами. «Мордовские песни востребованы. Я помню концерт в Самаре, когда на глазах слушателей наворачивались слезы при звуках родных мелодий. Сегодня эрзяне и мокшане проживают от Калининграда до Командорских островов.  И не у всех есть возможность послушать песни предков. К сожалению, федеральные каналы не знакомят с культурой народов, проживающих в нашей стране. Правда, их можно послушать в Интернете.  Думаю, процесс цифровизации несомненно будет содействовать сохранению и развитию языкового и культурного наследия мордовского и других народов. Это радует, — делает вывод профессор.

Светлана Пивкина

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости