В этом году, а именно, 4 апреля исполнится 200 лет со дня рождения академика исторической и портретной живописи Ивана Макарова, чья судьба самым тесным образом связана с нашей республикой.
Иван Кузьмич Макаров известен как автор портретов российской императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III, и её фрейлин – Марии Раевской, дочери вице-президента Императорской Академии художеств, князя Григория Григорьевича Гагарина и дочери поэта Фёдора Тютчева Екатерины.
Также Иван Макаров был близок к семье Александра Пушкина, написал портреты его вдовы Натальи Николаевны Пушкиной- Ланской и дочерей Натальи и Марии (Гартунг), сына Александра.
Однако саранские искусствоведы, тщательно изучив различные документальные источники, выяснили, что родился Иван Кузьмич весной 1822 года в селе Успенское Ардатовского уезда Нижегородской губернии, названном в честь церкви Успения Пресвятой Богородицы. Исследователи предполагают, что её расписывали художники Арзамасской школы живописи Александра Ступина, среди которых были и молодые родители Ивана – Кузьма и Анна Макаровы.
Спустя пять лет Кузьма Александрович и Анна Терентьевна перебрались в Саранск. Макаров-старший, выросший в семье крепостных, благодаря своим незаурядным способностям сумел получить аттестат Императорской Академии художеств на преподавательскую деятельность. По собственной инициативе он создал первую в регионе рисовальную школу. А средства на её содержание зарабатывал, вместе с талантливыми и трудолюбивыми учениками выполняя заказы по росписи церквей.
Тонкости изобразительного искусства в рисовальной школе также постигали и родные дети Кузьмы Александровича, в их числе одним из самых талантливых оказался сын Иван, впоследствии окончивший Императорскую академию художеств и заслуживший высочайшее признание.
Рисовальная школа Макарова проработала в Саранске с 1828 по 1844 года, пока случившийся в городе пожар не уничтожил здание, где велись уроки. Оставшееся без крыши над головой многодетное семейство художника вынужденно переселилось в Пензу.
О подвижническом начинании Кузьмы Макарова, который еще в первой половине XIX заложил основы художественное образование в российской провинции, писал историк искусств, ленинградский профессор, заведующий отделом Русского музея и зав.кафедрой Мухинского училища Петр Корнилов. Петр Евгеньевич с завидной одержимостью более 20 лет посвятил скрупулезному изучению развития художественного образования в глубинке, в частности «Арзамасской школы живописи первой половины ХIХ века». Под таким названием результаты его исследований вышли в издательстве «Искусство» в 1947 г. Одна из глав этой книги посвящена династии художников Макаровых.
И многие саранские искусствоведы в своих изысканиях часто ссылались на Петра Корнилова. А вот найти оригинал издания, выпущенного небольшим тиражом в послевоенное время, как заверили «Известия Мордовии» современные исследователи, не удавалось даже по межбиблиотечному обмену.
Зато недавно, находясь в командировке в Санкт-Петербурге, главный хранитель Музея Эрьзи Надежда Белова в книжном магазине Академии художеств на Васильевском острове обнаружила экземпляр книги Корнилова. И теперь букинистическая редкость, добротно сохранившаяся в личной библиотеке Любови Быховской, приехала в Саранск.
Научный сотрудник Музея Эрьзи Наталья Осянина, продолжающая вести исследования биографии и творческого наследия Ивана Макарова, считает эту находку «поистине бесценным подарком к юбилею прославленного портретиста».