Под занавес недели Мордовский национальный театр предложил публике еще один творческий эксперимент. Рискуя вызвать очередную порцию порицания со стороны ортодоксальной титульной интеллигенции, Андрей Анисимов поставил спектакль по пьесе американского драматурга Леонарда Герша «Эти свободные бабочки».
Да, актёры играют его на русском языке, что совершенно не смущает ни артистов, ни верных поклонников местной национальной драмы. Правда, для показа выбрали малый зал, рассчитанный на 65 посадочных мест. То есть, с учётом нынешних противоэпидемиологических нормативов и дистанционной рассадки попасть на представление за раз могут лишь 32 человека. Журналисту «Известий Мордовии» удалось увидеть премьеру в числе первых зрителей.
Несмотря на камерный формат сцены, руководство театра материально не поскупилось, чтобы добротно обставить мебелью, придуманный художником Татьяной Чувыкиной, скромный, но стильный интерьер съёмной комнатушки на чердаке нью-йоркского небоскрёба. Там и разворачивается история незатейливого знакомства главного героя Дональда с легкомысленной соседкой Джил.
В принципе, история довольно типичная вне зависимости от времени и географического положения, и, наверняка, даже очень знакомая многим. Когда выросшие дети стремятся вырваться из-под родительской опеки, а, оказавшись на воле, обнаруживают, что не находят желаемого удовлетворения и не вполне способны распоряжаться этой самой свободой.
Режиссёр и его коллеги-артисты деликатно препарируют природу взросления и непростого выстраивания человеческих взаимоотношений: между сыном и матерью, молодым человеком и девушкой, юной актрисой и не особо толковым, но ушлым продюсером.
Пикантность сюжету придаёт тот факт, что главный герой слеп. Евгений Благов филигранно ведёт партию незрячего от рождения юноши, практически «выключив» собственный застывший взгляд, виртуозно ориентируюсь в пространстве на ощупь.
Молодая Татьяна Биушкина по-своему очаровательна в роли ветреной барышни, обуреваемой сексуальными страстями, но панически боящейся серьёзных отношений.
Пронзительный образ создаёт Марина Аверкина, сдержанными эмоциональными красками проживающая искреннее беспокойство и материнскую заботу о сыне, который для неё всегда остаётся беззащитным ребёнком.
В небольшом зале зрительские ряды размещены практически впритык к сцене. И ты невольно ощущаешь себя почти участником событий в съёмной комнатушке слепого музыканта-самоучки (к слову, музыку специального для этой постановки написал актёр театра Александр Ручкин). И в трагические моменты, когда весёлый и ироничный Дон, несмотря на врожденную инвалидность вполне уверенно чувствовавший себя в реальности, вдруг понимает, насколько он одинок и беспомощен, слышишь за своей спиной тихие всхлипы растроганных зрительниц.
Но глотком успокоительного эликсира звучит эффектный трогательный финал, дающий светлую надежду не лучшее.
Не такие они простые «Эти свободные бабочки», невольно заставляющие публику задуматься о себе, своих близких и тех, кто рядом, через стенку.
Мила МЕЛЬНИКОВА