6.2 C
Саранск
Вторник, 16 апреля, 2024

Мордовские краеведы ищут новые методы для сохранения индустриального наследия

На этой неделе в Тольятти прошел форум «Краеведение: новые векторы развития», объединивший профессионалов музейного дела из полусотни регионов России — от Калининграда до Сургута, от Карелии до Саратова. Заинтересованное внимание к форуму проявили глава городского округа Николай Ренц, заместитель министра культуры Самарской области Ирина Калягина, представители промышленных предприятий и работники культурных учреждений области.
В обсуждении актуальных на сегодня проблем участвовала заведующая отделом Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И.Д. Воронина Татьяна Червячкова.

В роли экспертов выступили опытные корифеи музейной отрасли и мэтры современного инновационного проектирования.

По мнению Татьяны Червячковой, общение с коллегами и знакомство с успешными практиками адаптации традиционной научно-просветительской музейной деятельности к актуальным социокультурным запросам общества позволит использовать накопленный опыт и у нас в республике.

— Миссия современного музея – связывать человека с историей и прошлым, но говорить о настоящем и будущем. Поэтому нам важно не только собирать, хранить, изучать, и в то же время доносить наколенную информацию до современников так, чтобы это удивляло, вызывало живой интерес, восхищение, — отмечает Татьяна Червячкова. – Также в цифровую эпоху важно не становится всецело зависимыми от компьютерных технологий, но рационально использовать их в своей работе.
На форуме особое внимание уделялось теме брендирования территорий. Как правило, бренд территории различается для местного сообщества и для туристов. И как туристическая история он чаще всего оказывается выдуманным, навязанным. Краеведы считают, что настоящую ценность содержат и большей жизнеспособностью обладают естественная самобытность, присущая определенной местности и ее коренному населению самоидентификация, локальная идентичность.

Шел разговор и о сохранении индустриального наследия. Сейчас это воспринимается как сохранение объектов (зданий) их непрофильное использование под арт-проекты. Участники форума высказали предложение о более обширном спектре понимания индустриального наследия, включая его историю, производственные процессы, причастных к нему людей и влияние, которое то или иное производство оказывает на регион.

— Не секрет, что в XX веке для огромного числа российских регионов единственной достопримечательностью стали градообразующие промышленные предприятия. Отчасти это касается и Саранска, который по праву долгое время считался столицей светотехники. Поэтому сейчас нужно браться за переосмысление подходов и форматов сохранения этого наследия, его музеефикации в контексте локальной, личной истории, — подчеркивает Татьяна Червячкова. – Ведь в прошлом веке в республике наряду с созданием промышленных предприятий, строились целые жилые кварталы, что также влияло на формирование культурных пространств, развитие городской инфраструктуры и историю множества семей….

Современные музеи всё активнее выходят за пределы своих стен, формируя положительный имидж места, повышая качество культурной и социальной жизни населения.
В деловой части форума, в рамках «Проектной лаборатории», одну из групп которой возглавила Татьяна Червячкова, участники презентовали коллегам проекты территории развития музейного квартала и способы презентации символов города и региона.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости