2.4 C
Саранск
Вторник, 19 октября, 2021

Многодетная саранская мама Ирина Абдрашитова изучает философию цвета

 

Чтобы узнать, кто такая Ирина Абдрашитова, можно посмотреть ее работы Чтобы узнать, кто такая Ирина Абдрашитова, можно посмотреть ее работы. Пронзительные в своей бесхитростной трогательности природные пейзажи и портреты, наполненные светом и незримой глубиной миропонимания натюрморты. Они разместились в небольшом зальчике по ул. Советской, 65, где когда-то находилось известное горожанам кафе «Театральное», а теперь поселилась театральная студия МХАТик. 

Доцент Пермского Политехнического университета Наталия Хафизова, глядя на живопись Абдрашитовой, заметила: «Взгляд художника на мир – это взгляд, скользящий с поверхности вещей в самую их глубь: до созерцания сути и изнанки, – чтобы затем мгновение этого схватывания мира смогло опрокинуться на полотно, представ картиной. Ирина – в сути своей, философ. Она остро понимает, что бытие максимально открывается, высветляется в моментах переживания временности всего существующего. И ощущение этой самой преходящести – разыгрывающейся прямо на глазах драмы – не может не вызывать, с одной стороны, возвышенную тоску, а с другой – желания продлить выхваченное из потока времени мгновение, которое всегда прекрасно, ибо в этом стоянии между «до» и «после» пульсирует само бытие. Так что я бы назвала выставку ее произведений «Художественным сплином», что отражает не столько состояние самой художницы, сколько результат ее восприятия истины вещей». 

Кстати, вы не задумывались, почему многие рисуют в раннем детстве? Не умея ещё ни толком говорить, не владея тонкостями художественной техники, юное создание своими каля-маляками пытается выразить собственное понимание окружающей действительности. 

Любопытно, что Ирина в детстве не питали особого интереса к рисованию. И в художественную школу она поступила, уже окончила вуз и аспирантуру.

Еще со студенческих пор занялась изучением природы познания, философии искусства, этики. С 2006 года преподает гуманитарные и научно-естественные дисциплин в Мордовском гуманитарном институте. И осваивать премудрости изобразительного искусства взялась, по сути, с научной целью. Чтобы на практике уяснить, из чего и зачем у человека возникает потребность творить. Потому во вполне взрослом возрасте доцент кафедры гуманитарных и научно-естественных дисциплин Абдрашитова поступила в художественную школу, через четыре года — в Саранское художественное училище им. Ф. Сычкова. 

Зная, что, кроме всего прочего, они с мужем Дмитрием (он профессиональный программист) воспитывают троих наследников, спрашиваю Ирину, почему она все-таки решила заняться 
живописью? 
— Чтобы понять, почему что-то трогает за душу, а что-то нет. Через любой вид искусства можно прийти к ответу на этот вопрос. Я пытаюсь прийти через живопись. Сонное состояние исчезает, просыпается интерес ко всему. Изобразительное искусство – вечный поиск, а значит, вечная жизнь. А вечность – это хорошо, — шутит она. 

При этом в её арсенале более 50 научных и методических работ, в том числе серьёзная монография. В прошлом году она выиграла федеральный грант на осуществление проекта, позволяющего на практике изучить «философию иллюстрации», раскрыть психологическую взаимосвязь человеческого познания реальности и изобразительное искусство. 

Причем, выводы Абдрашитова делает не на основе общих теорий, но на личном опыте анализируя творческий процесс. Берет краски, этюдник и работает. Участвовала в различных всероссийских и международных пленэрах – «Вятская провинция», «Русская Атлантида» и других. 

А живописные впечатления Ирины, родившиеся и итоге тех творческих исследований, демонстрировались на городских, республиканских и международных выставках в Торжке, Покрове, Ростове Великом, Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле, городе Яранске. 

Причем, некоторые работы саранской художницы-исследовательницы хранятся в фондах Борисоглебского мужского монастыря (Торжок), Свято-Введенского женского монастыря (Покров), Спасо-Яковлевского мужского монастыря (Ростов Великий), Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ и Музея г. Павловска. 

Но Ирина довольно критично относиться к своим творческим
результатам. Признается: — Каждый день рисовать не получается: домашние дела, работа, лень. Когда не рисую неделю, успокаиваю себя, мол, «праздность вынашивает гениальность». И не получая шедевр через неделю, берусь за новый холст. Шедевров еще не было. Значит, мало ленилась, — смеётся она. 

А близкие с понимание относятся в её творческому увлечению. 8-летняя дочка Аня и 4-летний сын Арсений, глядя на маму, тоже обожают рисовать. Только старший 15-летний Егор не приобщился к живописным экспериментам. Потому что его руки, способности и много времени отданы музыке – он одержим игрой на фортепиано. 

«Глядя на него, — размышляет мама-философ, — понимаешь: чтобы чему-то действительно научиться, надо заниматься каждый день». 

Если серьёзно, то и она не перестает учиться. Каждый день. А своими творческими открытиями стремится поделиться с другими. 

Поделиться
-
 

Новости партнеров

Последние новости

Поделиться