1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Мастерица Марина Босина одевает кукол в мордовские костюмы

Когда-то давно ее бабушка, Валентина Николаевна Демкина, пела в фольклорном ансамбле «Синельга». А теперь сама Марина с удовольствием бегает в сельский клуб на репетиции. Песни на родном мокшанском языке стали для нее отдушиной. Бабушка, которой теперь 80 лет, всю жизнь ходила в мордовских рубашках, а для особых случаев имелись праздничные наряды. Марина, пока молодая была, не ценила эту красоту, а теперь и сама с удовольствием надевает традиционное мокшанское платье. На всех семейных праздниках, будь то престольный Покров, 8 Марта, Троица  или Пасха, она — в национальной одежде. И сама шьет аутентичные наряды для кукол, которые расходятся по разным регионам страны. Заказы на такие игрушки Марина Босина, живущая в селе Лемдяй Старошайговского района, получает регулярно. Люди, имеющие мордовские корни, об ее увлечении узнают от знакомых и в соцсетях, где рукодельница выкладывает фотографии своих работ.

Это и работа, и отдых

— Может  так оказаться, что моя кукла будет стоять на выставке, а может попасть в руки к ребенку, — говорит Марина Босина. – А уж что ребенок может сделать с куклой, мы знаем…Но мне почему-то кажется, что взрослые, если уж приобрели такую куклу, не позволят обращаться с ней, как с обычной игрушкой. Такие вещи – как дорогой подарок.

Заказчики нередко присылают мастерице фото- и видеоотчеты  о том, какую жизнь обрели её изделия  в их руках. Девушка из Самары заказала такую куклу для бабушки, которая там живет уже много лет, но имеет лемдяйские корни. Потом прислала фотографии: бабушка аж расцеловала подаренную ей «мордовочку». Это было так трогательно…

Потом заказали куклу в московский детсад. Там организовали выставку кукол в национальных костюмах. Мордовская девчушка заняла достойное место среди прочих красавиц. А однажды Марину попросили нарядить очень большую куклу — ростом с маленького ребенка. Костюм для нее Марина делала три месяца. С куклой поменьше управляется быстрее. Тем более теперь: в прошлом году она купила швейную машинку – с заработанных на куклах средств. А до того все шила руками.

Коренная лемдяйская мокшанка, Марина Босина уважает всякое творчество. И сама освоила разные виды рукоделия. Но именно мордовская вышивка, создание национальных нарядов захватило ее больше всего. Она покупает обычные пластмассовые куклы в магазинах игрушек и шьет костюмы.

Основа будущего наряда миниатюрной мокшаночки – ткань двунитка. Но прежде чем шить рубаху, рукодельница отбеливает ее. Причем проделывает это с куском ткани несколько раз. Использует имеющиеся отбеливающие средства. И только потом приступает к оформлению.

— Я шью наряд для куклы, копируя именно костюм лемдяйских женщин,  самобытные наряды нашего села. Здесь была такая особенность – вышитые петухи на рукавах, — поясняет мастерица. — Конечно, как на любом мордовском платье, на нашем много тесьмы, пайеток, разнообразных бусин, бисера, колокольчиков. Но одно платье всегда не похоже на другое, нет двух одинаковых.

Марина копирует старинные наряды. Собирает их по селу. Люди за ненадобностью избавляются от сундуков, в которых лежат бабушкины, прабабушкины наряды. Не пригождаются они в современных интерьерах. А для рукодельницы они представляют огромную ценность. И многие из них не только становятся образчиком для создания кукольного наряда, но и обретают в руках Марины Босиной вторую жизнь.

Нормально сохранившиеся рубашки она относит в Дом культуры, там создан уголок старины. А есть совсем старые, заношенные, с дырками, с неотстирываемыми пятнами. Мастерица вырезает фрагменты старинной вышивки и пришивает их на платье для кукол.

Вот только стежки, которыми вышивали мордовские женщины, Марина еще не освоила, вышивает обычным крестиком.

— Работа эта кропотливая, но я отдыхаю за шитьем. Мне это очень нравится, а уж когда получаю от людей слова благодарности, это особенно приятно, — признается Марина.

Фотолетопись села

Марина Борисовна – педагог по образованию. Преподавала в местной школе русский язык и литературу. Но когда школу в селе закрыли, перешла на основную работу в библиотеку. За книжками приходят и взрослые, и дети, которые, хоть и учатся в соседнем Новотроицком, но необходимую литературу находят в своей библиотеке.

Именно работа в Доме культуры подтолкнула Марину к более глубокому изучению культуры, традиций родного края. Она часто навещает пожилых жителей села, расспрашивает их о людях, которые здесь жили, о том, как раньше проходили праздники.

А теперь она собирает фотолетопись села. Вместе с хозяевами пересматривает их старые фотоальбомы, а потом выставляет все фотографии в интернет. Земляки, живущие сейчас в разных уголках страны, смотрят фотографии, узнают своих родственников, благодарят за возможность увидеть родные лица.

Каждая фотография хранит свою историю. Особенно запомнилась Марине та, которую рассказала ей местная мастерица, известная вышивальщица Мария Ивановна  Бикеева. Ее отец уже знал, что скоро уйдет на фронт. И собрал всю семью для похода в фотоателье. «Я ухожу на войну, — сказал он тогда детям. — Наверное, это будет последняя моя фотография, пусть она останется вам на память».

Черно-белая карточка запечатлела молодых родителей с детьми. К счастью, печальное пророчество не сбылось. Дети дождались отца. Без одной ноги, но он вернулся живым.

Из таких семейных историй и состоит жизнь села.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости