1.2 C
Саранск
Четверг, 28 марта, 2024
spot_img

Лучший кино-художник Мордовии впервые показал публике своё «Избранное»

Для всего «Избранного» Анатолия Швецова просто не хватило пространства в фойе главного корпуса Музея Эрьзи.

— Две большие картины не поместились, — посетовал художник журналисту «Известий Мордовии».

Но и полсотни картин, написанных в основном за последнее десятилетие, дают представление о неординарности автора.

Жизнь сложилась так, что основы изобразительного искусства в детстве и юности он постигал самостоятельно.

— Я поздний и самый последний ребёнок в семье. Мои родители 1912 года рождения, в молодости уехали на заработки в Ленинград. А когда началась Великая Отечественная война, отца мобилизовали в армию, мать с детьми вернулась на родину, в Мордовию. Отец не погиб на фронте, может, потому что попал в плен. Но к жене и детям он вернулся лишь в 1947-ом, выдержав после Победы ещё немало испытаний. А спустя три года родился я.

Никто из родных, вспоминает Анатолий Иванович, искусством не занимался. А любовь к рисованию мне передалась от двоюродного брата, окончившего Краснодарское художественное училище. Я тоже по его примеру пытался туда поступить, но без начальной подготовки – не сумел.

Зато он и без диплома умел быстро рисовать, к примеру, плакаты к фильмам. Толе Швецову было достаточно посмотреть киноленту, которая выпускалась в широкий прокат, и в его голове тут же рождалась идея, способная заинтересовать зрителей. Причем плакаты он писал без карандашных набросков, черновых эскизов, а сразу красками. Такое умение особо нравилась директорам кинотеатров. В советскую пору каждую неделю в прокат выходило по несколько новых кинокартин. А рекламных источников – по пальцам пересчитать. Ни интернета, ни соцсетей ещё не существовало, компьютерной графики – тоже. Основным источником наглядной пропаганды и агитации служили как раз рукотворные плакаты.

Так что, талант самородка Щвецова и без диплома пользовался спросом. Лишь в тридцать лет Анатолий Иванович получил-таки соответствующий документ, окончив Саранское училище им. Ф.В. Сычкова. А в общей сложности на четверть века его судьба оказалась связана с кино. Анатолий Швецов трудился художником-оформителем саранских кинотеатров «Октябрь», «Победа», «Россия». Многократно его рекламное творчество отмечалось победными наградами на республиканском уровне. В 1997 году Щвецову вручили знак «Почетный кинематографист России». Кстати, многие горожане и гости Саранска до сих пор видят его произведения на фасаде театрального здания по ул. Полежаева, 159 г. Анатолий Иванович – автор красочных ярких афиш к постановкам городского театра «Крошка».

А живописью и графикой он занимался всегда. Просто это творчество не оплачивалось, не кормило Швецова. Но он писал, вернее, до сих пор продолжает писать пейзажи и натюрморты, в которых находит особую поэзию смыслов и чувств, портреты коллег-художников, артистов, с кем близко общался и даже дружил, и просто соседей. Создал несколько авангардных сюрреалистический полотен.

Большинство из них демонстрируются на его первой персональной выставке «Избранное» по ул. Коммунстической, 61. Невольно задерживаешь внимание на натюрморте с кактусом и геранью, навевающих размышления о реалиях людского бытия, на портрете деревенской бабули с натруженными узловатыми пальцами, на лицах героического лётчика Михаила Девятаева, актёров Вячеслава Акашкина и Владимира Сидорина, румяных симпатичных барышнях в национальных нарядах и черно-белом графическом карандашном изображении сестры художника Марии…

Впрочем, наверное, среди «Избранного» Анатолия Швецова каждый найдёт что-то волнующее именно его. Кстати, есть здесь и совсем новая ковидная работа Анатолия Ивановича, родившаяся под влиянием пандемийных событий минувшего года.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости