«Листы времени» открыли саранской публике неизвестные творения Любови Шаниной-Трембачевской

В Музее Эрьзи открылась ретроспективная экспозиция «Листы времени», приуроченная к вековому юбилею со дня рождения Любови Шаниной-Трембачевской.

Более 140 произведений. Большую часть широкая публика видит впервые, но они бережно хранятся в мастерской сына Любови Сильвестровны Владимира, продолжающего творческую династию художников. В частности, ранние акварели, выполненные юной Любой Трембачевской по окончании Пензенского художественного училища и на первом курсе Харьковского художественного института. Поражающие необычайной чистотой полутонов, нежностью и одновременно глубиной цвета. Не случайно на вернисаже неоднократно отмечалось, что акварельная графика Любови Сильвестровны ближе к живописи. Впрочем, оно и понятно. Ведь изначально, до поступления на графическое отделение вуза, в Пензе она с будущим мужем Маратом Шаниным училась на живописном отделении у известного мастера, выпускника Императорской Академии художеств, Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова.

В Харькове молодые художники освоили тонкости различных графических техник – офорта, акватинта, литографии, линогравюры.

И на юбилейной выставке несложно понять и поразиться, насколько виртуозно Любовь Сильвестровна владела мастерством графика.

Если кто не знает, графическая печать – весьма трудоемкая, кропотливая, требующая от автора не только таланта рисовальщика. Для создания оттиска художник использует тщательно отполированные металлические (медные, цинковые или стальные) пластины, едкие кислоты, лаки, кислотоупорные смолы.

И на выставке рядом с готовыми произведениями в отдельной витрине – наброски, этюды и инструменты, которыми работала Любовь Сильвестровна, специальные валики, кисти, иглы и т.д.

Организаторы экспозиции постарались продемонстрировать многообразие её творческой палитры, разместив в последовательности произведения, созданные за полвека – от 1949 до 1997 гг.

Тут и карандашные наброски, литографические эскизы к повести Владимира Беляева «Старая крепость», которую Любовь Сильвестровна проиллюстрировала в качестве вузовского дипломного проекта.

И акварельные портреты из серии «Девчонки с нашей улицы», за которую Любови Сильвестровне вручили Премию комсомола Мордовии.

И работы из серий «Будни Мордовии», «Земля и люди», «Юность», «Лето в Рыбкино», запечатлевшие историю нашей республики и дух эпохи второй половины XX века.

И вроде бы незатейливые, но удивительно гармоничные натюрморты, в которых ощущается как изысканность вкуса, так и трепетное отношение автора к окружающей действительности и своему делу.

На вернисаже прозвучало много добрых слов о Любови Сильвестровне от тех, кому посчастливилось с ней лично общаться.

Учившиеся у неё Маргарита Сурина и Хафиз Бикбаев отметили, что она не только делилась с юными дарованиями профессиональными знаниями, но погружала их в увлекательный мир истории искусства.

Кстати, Хафиз Абидуллович, покоренный мастерством наставницы и следуя её примеру, тоже связал судьбу с педагогикой и более 40 лет преподает в детской художественной школе.

Любовь Шанина-Трембачевская была не только прекрасным профессионалом, требовательным и справедливым педагогом, но и щедрой на искренне внимание и заботу к близким, друзьям, ученикам, знакомым.

— В нашем доме всегда были гости, — говорит её сын Владимир Маратович. – Вернее, все, кто заходил к нам, становились друзьями.

Владимир Шанин признался, что, с ранних лет окруженный творчеством, до определенного времени не осознавал ценности мастерства своих родителей и поначалу категорически не желал связывать себя с искусством. А теперь он безгранично благодарен, что мама убедила его поступить на дизайнерское отделение Харьковского художественного института.

Открывая экспозицию «Листы времени», директор Музея Эрьзи Людмила Нарбекова также отметила огромную роль Любови Сильвестровны в воспитании плеяды молодых талантов и формировании целого поколения ярких личностей.

Примечательно, что организацию юбилейной выставки Любови Шаниной-Трембачевской руководство музея доверило молодой сотруднице Валерии Ершковой, чьим наставником в Саранском художественном училище был Владимир Шанин. Поэтому экспозиция получилась особенно уютной и позволяет не просто проследить творческий путь художника, но и почувствовать душевное тепло Любови Сильвестровны, которым она делилась с другими и вкладывала в каждую работу.

Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

spot_img

Последние новости