Предложи новость!

Стали очевидцем происшествия, участником интересного события или хотите рассказать о важной проблеме?

Пишите нам на ящик:  izv_mor@moris.ru

При всей содержательной насыщенности «Ночи искусств» в Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина наибольшее внимание многочисленных гостей привлекли необычные «космические» мелодии. Они расплывались, заполняя окрестности, проникали в сердца, окутывая их душевной загадочностью. Взрослые невольно прикрывали веки, мысленно переносясь в беззаботные дали. Ребятня с любопытством разглядывала «какие-то большие тазы» на коленях современных магов, чьи руки плавно «танцевали» по металлической поверхности, извлекая чарующие звуки. 

«А можно попробовать?» – робко спрашивали загипнотизированные дети. Маги не возражали и с готовностью отвечали на вопросы: «Что это такое?», «Как называется?», «А «Мурку» сыграть получится?» 

Поскольку с одним из библиотечных триумфаторов мне довелось познакомиться раньше на вернисаже одной из выставок в Музее Эрьзи, а экзотический инструмент, как выясняется, вызывает широкий интерес, возникло желание рассказать читателям о новом явлении в культурном пространстве Мордовии. 

Музыкальные искания 

Дмитрий Алыхов говорит, что всегда слушал различную музыку, в разном возрасте отдавая предпочтения тем стилям, жанрам и исполнителям, которые на тот период совпадали с его мировосприятием, – западный и отечественный рок, русский шансон и «кислотный» инструментал, классику и даже кое-что из популярной эстрады. 

- Разве что рэп до сих пор не понимаю, не моё, - признается Дмитрий. – До творчества Высоцкого созрел уже в достаточно сознательном возрасте. Конечно, на формирование вкусов оказывают влияние родители. Я не исключение. Впитывал поначалу то, что нравилось им. Они не имеют никакого отношения к музыкальному искусству. Папа по профессии журналист, работал в одной из республиканских газет. 

В музыкальных школах Дмитрий никогда не учился. Но в юности, усевшись на ступеньках в подъезде, вместе с приятелями осваивал аккорды шестиструнки, стирая до крови пальцы. 

– Пел, как многие в подростковую пору, дворовые романсы о несчастной любви, - с улыбкой вспоминает Дмитрий. – И самым дорогим подарком к 16-летию для меня оказалась простенькая, без наворотов гитара. Родители дали деньги, и я побежал в универмаг, где тогда продавались инструменты. 
После общеобразовательной школы окончил строительно- архитектурный факультет. Кстати, в вузе Алыхов несколько лет выступал в команде КВН. Теперь его основная трудовая деятельность отчасти связана со строительными материалами. 

«Поющая летающая тарелка» 

А загадочный, малоизвестный саранской публике музыкальный инструмент в судьбе Дмитрия появился совершенно случайно. 

- Как-то жена смотрела по телевизору шоу «Минута славы». Я не особо активный телезритель, но в тот момент почему-то оказался близко, и меня притянула к экрану необычная мелодия, к тому же её на чем-то, напоминающем летающую тарелку, исполняла девушка, - вспоминает Дмитрий. - Она пояснила, что это ханг. Кстати, та девушка - Лидия Игольникова из Самары. Она профессиональная виолончелистка, выпускница Академии культуры и искусств, не только как музыкант изучает инструменты семейства хэндпан, но и вместе с психологом Виктором Исаевым проводит сеансы ханговой терапии. 

Меня настолько поразил необычный инструмент, что я принялся искать информацию о нем в Интернете. Узнал, что изначально его создали не столько как музыкальный, а как инструмент для медитаций. Нашел в Сети записи, часами их упоенно слушал. Но мне очень хотелось не просто слушать, а самому взять его в руки и извлекать звуки. 

Новогодний подарок от Вещего Олега 

К слову, в том же Интернете несложно найти сведения, где и за сколько можно приобрести инструмент. 

- Правда, пыл страстного желания несколько остывает, когда видишь стоимость, - иронизирует Дмитрий. 

Но заветная мечта окончательно не угасла. Он подписался на один из сайтов, чтобы получать новые сведения, касающиеся инструментов. И накануне Нового года вдруг увидел в рассылках информацию. Украинский мастер Олег Вещий, занимающийся изготовлением язычковых мелодических идиофонов ваджрагхантов, выставил на реализацию инструмент по сравнительно невысокой цене. Взвесив собственные финансовые возможности и заручившись одобрением супруги, Дмитрий решил, что покупка не нанесет фатального ущерба семейному бюджету. 

Обычно мастер делает инструмент вручную, по индивидуальному заказу с учетом различных технических и иных пожеланий заказчика. В стоимость калькулируются расходы на материал, сложность технологического процесса. Некоторые инструменты оформляются инкрустацией, авторским дизайном и т.п. Что, соответственно, повышает цену. А тут заказчик по какой-то причине отказался получать своей инструмент. Зато осуществилась мечта саранского меломана, околдованного звуками чудо-инструмента. 

- Посылка шла до Мордовии около двух месяцев. А когда получил её на почте, принес домой, - испытал неописуемую эйфорию. Принялся осваивать технику звукоизвлечения, - делится впечатлениями Алыхов. 

Дмитрий уверяет, что его музицирование соседей по многоэтажке и домочадцев не возмущает. 

- Напротив, супруга меня всецело поддерживает. Сыну третий год, он просто растет в атмосфере космических мелодий папиного инструмента и воспринимает его с такой же обыденностью, как воздух, - шутит Дмитрий. 

Культурные «безобразия» 

Как любому музыканту, Алыхову мало получать наслаждение самому, хочется делиться им с окружающими. Потому Дмитрий охотно соглашается выступать на публику, будь то музей, библиотека, презентация художественной выставки саранского живописца в арт-кафе… Летом пробовал играть на улице в центре города, около памятника Ушакову. Там теперь нередко можно слышать молодых саранских авторов-исполнителей, играющих и поющих для души и на радость прохожим. Но «космический» инструмент Дмитрия, бесспорно, больше остальных привлекает любопытство прогуливающихся по скверу горожан и гостей региональной столицы. 

Кстати, до недавних пор Алыхов считал, что в Саранске, кроме него, на металлическом идиофоне никто не играет. А потом его через соцсети нашел «коллега» - Михаил Русейкин. Миша - из подмосковного Жуковского, учится сейчас в Медицинском институте местного вуза и тоже увлечён игрой на «космическом» инструменте. 

Как раз дуэт Алыхова и Русейкина вызвал восторг участников библиотечной «Ночи искусств». 

- У Михаила более совершенный, мембранный инструмент, издающий льющиеся звуки, - поясняет Дмитрий. – Мой ваджрагханта – язычковый, он более «тяжелый» в плане звукоизвлечения. 

Для Дмитрия и Михаила игра на экзотических инструментах – хобби. И за свои выступления они не требуют никаких гонораров. Правда, их увлечение иногда вызывает странную реакцию. К примеру, летом Михаил попробовал порадовать красивой музыкой посетителей городского ПКиО. Охранники почему-то решили, будто он играет с корыстной целью - собрать деньги и запретили парню «устраивать безобразия в месте культурного отдыха». 
Но увлеченные энтузиасты уверены, что их искусство окажется востребованным. Дмитрий планирует в перспективе организовать в Саранске сообщество или школу, где будет знакомить всех желающих со сказочным инструментом. 

Инструмент медитации 

Ханг (нем. Hang) – ударный, перкуссионный инструмент, состоящий из двух соединенных между собой металлических полусфер. Инструмент был разработан в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер из швейцарского города Берн в результате многолетнего изучения карибского стального барабана и многих других резонирующих барабанных инструментов со всего света: гонга, традиционного индонезийского оркестра – гамелана, гатама, барабанов, колокольчиков. «Hang» в переводе с немецкого языка (с бернским диалектом) означает «рука». Фактически звуки возникают в процессе прикосновения исполнителя к верхней полусфере различными частями руки – кончиками пальцев, основанием кисти, ладонью, запястьем. Обычно музыкант располагает ханг на коленях. В России этот инструмент впервые услышали в 2008 году, когда израильский мультиинструменталист Тимур Хакима дал ханг-концерт в московском клубе «Музей чая». Но уже через два года состоялся Первый Московский фестиваль ханга и диджериду. Сейчас инструменты «семейства хангов» завоёвывают всё большую популярность, они всё чаще звучат на этнических фестивалях.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

 
 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
 
 

 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском и смежных правах. При использовании материалов активная ссылка на izvmor.ru (непосредственно на используемый материал) обязательна. 16+

 

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском и смежных правах. При использовании материалов активная ссылка на izvmor.ru (непосредственно на используемый материал) обязательна. 16+


 

Адрес: 430000,
Республика Мордовия,
г. Саранск,
ул. Советская, 22,
Дом Печати
reklama_izvmor@mail.ru
izv_mor@moris.ru


РЕКЛАМА

Контакты

Адрес: 430000,
Республика Мордовия,
г. Саранск,
ул. Советская, 22,
Дом Печати
reklama_izvmor@mail.ru
izv_mor@moris.ru