13.4 C
Саранск
Суббота, 20 августа, 2022

Кто поможет сохранить память о фронтовом кинооператоре Владимире Сущинском

 

В июне «Известия Мордовии» рассказали про удручающее состояние школьного музея фронтового кинооператора Владимира Сущинского. Он был создан более 55 лет назад по инициативе учителя истории 14-й саранской средней школы Веры Самойловой. Да, во многих общеобразовательных учебных заведениях сегодня имеются музеи, нацеленные на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Но музей Сущинского – единственный в своём роде. 
Сбором материалов занимались школьники во главе с историком Зоей Деньгиной. 
 
Снимал войну в упор 
Вообще-то учился Володя Сущинский в другой школе. Но в 14-й он занимался в фотокружке и впервые попытался снимать видео. Окончив школу и энергетический техникум, несколько лет отработав инженером-электриком и отслужив срочную в армии, он всё-таки поступил во ВГИК. Летом 1941-го, получив диплом оператора, Сущинский уехал в Пятигорск на съемки документального фильма о Лермонтове. Но когда началась война, он послал начальству телеграмму: «Прошу направить меня на съемку боевых фронтовых эпизодов, окончил ВГИК, квалификация — оператор, специальность — хроника. Могу снимать в любых условиях, любых обстоятельствах…». 

Первую хронику боевых сражений Владимир Сущинский снял весной 42-го года на Волховском фронте. А за 2,5 года он успел сделать 56 сюжетов. 11 тысяч метров военной кинохроники, 6 часов киноматериала. 

На одном из монтажных листов, которые операторы отправляли в Москву вместе с отснятой плёнкой, капитан Сущинский написал: «Ввиду того, что съемка производилась непосредственно в боевых условиях, камера, руки были в кусках грязи и пыли, возможен брак». Но при монтаже плёнки специалисты никакого брака не обнаружили. Напротив, всех поражало, что даже в экстремальных обстоятельствах он умудрялся безупречно выстраивать кадр. Несмотря на запредельную плотность огня в эпицентре сражения, когда бойцы вжимались в землю, зарывались в «лисьи норы» траншей, оператору, чтобы «поймать живую картинку», требовалось подняться с камерой в полный рост, ежесекундно рискуя собственной жизнью. 

Причём обычно в репортажах с передовой давались лишь общие планы с бегущими куда-то фигурками солдат. А Сущинский всегда снимал лица людей, их страх, их терпение и решимость. 
Последние кадры в своей жизни капитан Сущинский снял утром 22 февраля 1945 года под Бреслау во время штурма железнодорожной насыпи, за которой скрывались силы противника. Через «прицел» компактной ручной «Аймо» Владимир следила за двумя пулемётчиками. Он успел поймать в кадр разрыв вражеского снаряда, осколок которого попал оператору в голову. Получив смертельное ранение, он продолжал вести съемку, даже падая на землю. Теряя сознание, он повторял: «Камеру, камеру сохраните!». 
 
Уникальные артефакты 
О детстве и юности Владимира Сущинского саранским следопытам 1960-х рассказали его отец и старшая сестра. Кроме того, родственники передали в музей массу фотографий из семейного архива. Немало подробностей о героическом земляке школьники узнали от его ВГИКовских однокурсников и коллег-однополчан. На каникулах юные исследователи вместе с Зоей Павловной Деньгиной объехали места боевого пути Сущинского. Известный кинодокументалист Роман Кармен подарил музею камеру «Аймо». А грузинский художник Нодар Гандзеладзе специально для саранского школьного музея сделал скульптурный портрет Сущинского – в солдатской пилотке, с той самой камерой в руках. Среди многих десятков экспонатов особенно трогательно смотрелась веточка березки и камушки, привезенные саранскими школьниками с могилки земляка, похороненного в польском г. Ченстохове. 

Оснастить музейную экспозицию, приобрести специальные витрины, оформить стенды тогда школьникам помогли шефы с одного из преуспевающих промышленных предприятий республики. 

Подлинные артефакты и документы, собранные следопытами, а также студенческие конспекты и рисунки Владимира позволили визуально очертить контуры судьбы талантливого саранского парня, сумевшего осуществить свою киномечту… Не случайно специально на экскурсию в музей Владимира Сущинского приезжали из других регионов страны студенты и школьники целыми классами,большие московские начальники и маститые кинематографисты. Об уникальном саранском музее писали в центральных СМИ. 
 
Спасти и сохранить 
Но в постперестроечную пору саму 14-у школу «оптимизировали». Теперь её здание передано общеобразовательному лицею №43. А музейные материалы, чудом сохранившиеся в процессе перераспределения школьной недвижимости, долгое время оставались бесхозными. Стенды выцвели, замки на шкафах сломались, богатейший фотоархив россыпью пылится на полках. 
Об это «Известиям Мордовии» и сообщила учитель истории 43-го лицея Марина Баркина, полтора года назад получившая музейное хозяйство «в наследство». Она-то и забила в колокола: нужно спасать музей! 

Для переоснащения и «реанимации» экспозиции одного желания энтузиастов мало. Требуются, как сейчас модно выражаться, инвестиции. Марина Николаевна ходила по кабинетам профильных региональных министерств и городского департамента образования с просьбой выделить средства хотя бы на ремонт помещения. Чиновники лишь пожимали плечами, ссылаясь на то, что «финансировать содержание школьных музеев ведомство не уполномочено». А меценатов, готовых вложиться в дело патриотического воспитания, среди местных предпринимателей и бизнесменов не обнаружилось. Хотя к руководителю одного из крупных преуспевающих агрохолдингов Баркина обращалась письменно. Тот намеревался баллотироваться в Госсобрание и сначала обещал подумать. А потом решил в депутаты не выдвигаться и про обещание, судя по всему, забыл. 
 
Есть выход 
После публикации в «Известиях Мордовии» руководство 43-лицея все-таки выделило под музей Сущинского отдельное помещение, изыскало средства на косметический ремот. Однако, чтобы довести дело до ума, необходимо порядка 120 тыс. рублей. Где их взять? 

Отчаявшись достучаться до официальных структур, Марина Баркина решила обратиться за помощью к неравнодушным согражданам и собрать оптимальную сумму через краудфандинговую интернет-платформу. Краудфандинг – в переводе на русский означает «народное финансирование». В данном случае, Марина Николаевна вместе со своими учениками-волонтёрами создали страничку в поддержку школьного музея фронтового кинооператора Владимира Сущинского. Там они коротко изложили историю формирования музея и суть своего проекта – на что планируется использовать средства. 

Сначала интернет-пользователи активно откликнулись на предложение саранских энтузиастов. За полтора месяца на виртуальном счёте удалось собрать 75 тыс. рублей. До 23 декабря нужно накопить оставшиеся 45 тысяч. Тогда школьные волонтёры сумеют, наконец, переоснастить музея фронтового кинооператора Владимира Сущинского и сохранить память о героическом земляке 

Чтобы внести свою толику в осуществление этого замысла, достаточно открыть страницу и нажать на «поддержать». Кстати, каждый может выбрать посильную для себя сумму – от 200 до 5 тыс. рублей. А в благородность за участие лицеисты гарантируют памятное вознаграждение, разумеется, связанное с Владимиром Сущинским. 

Поделиться
-

Новости партнеров

spot_img
spot_img

Последние новости