11.2 C
Саранск
Четверг, 25 апреля, 2024

Коронавирус научил саранских педагогов преподавать музыку онлайн

В этом году традиционный республиканский конкурс среди юных музыкантов Мордовии впервые прошёл в виртуальном формате. Просто жюри оценивало мастерство конкурсантов по видеозаписям.

А как в сложившейся ситуации ведётся обучение? И можно ли вообще освоить тонкости исполнительского искусства в бесконтактном общении ученика и наставника? О том, как решаются задачи обучения музыке в дистанционном формате, мы спросили заместителя директора саранской Детской музыкальной школы № 4 имени Л. П. Воинова Оксану НИКИТИНУ.

– Наша школа – одна из крупнейших в республике среди учебных заведений дополнительного образования. Сейчас у нас по разным специальностям занимается более 500 ребят. Поэтому для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн-пространстве всех учеников по группам для проведения теоретических, хоровых, оркестровых занятий. Был разработан алгоритм, как сделать это максимально быстро и эффективно.

— И какой Вы нашли выход из положения?

— После весенних каникул финальную четвертую четверть мы начали в режиме дистанционного обучения. Занятия по всем дисциплинам проводятся посредством видеосвязи: групповые – в формате видеоконференций на базе платформы Skype, индивидуальные – в форме онлайн-общения педагога и ученика с помощью различных популярных мессенджеров (Skype, Viber, WhatsApp).

— Насколько это удобно и применимо с учётом специфики процесса музыкального обучения?

— Действительно, играть и петь онлайн не так просто, но всё-таки можно! Причем, ребята, оказавшись в условиях самоизоляции, занимаются музыкой с ещё большим энтузиазмом, нежели прежде. Многие с утра ждут звонка от преподавателя музыкальной школы по видеосвязи. Большинство семей сейчас дома, поэтому во время уроков в кадре нередко мелькают лица родителей, младших братишек и сестрёнок, которые активно принимают участие, к примеру, в распевках юных вокалистов. Случается, что нашим ученикам «подпевают» и их домашние питомцы – собачки, кошки.

— А насколько легко подобный формат освоили наставники?

— К чести наших преподавателей, хочется сказать, каждый из них, независимо от возраста и степени «подкованности» в вопросах дистанционного общения, мобилизовался и постарался найти варианты удаленного преподавания. Хотя, нужно признать, что учителя музыкальных школ находятся в особых условиях. К сожалению, практически ни одна обучающая интернет-платформа не готова к тем задачам, которые нам приходится решать, и поэтому обучение музыке онлайн оказывается весьма ограниченным. К примеру, такие предметы как сольфеджио и хоровой класс требуют не только словесного объяснения материала, но и коллективного пения.

Опробовав на практике разные методы, способы, приемы и онлайн-площадки, мы поняли, что петь группой в условиях удаленного режима, увы, практически невозможно. Качество связи такое, что звук часто запаздывает или пропадает. Поэтому приходится придумывать временные альтернативные формы работы по этим дисциплинам.

В итоге, подготовка к каждому дистанционному уроку требует от преподавателя немало времени и сил. Нужно придумать, какие формы дистанционной работы выбрать для объяснения и практической проработки той или иной темы, до начала занятий подготовить рабочий стол компьютера к каждому уроку: открыть все необходимые материалы – электронные учебники, нотный редактор, часто используемый вместо доски, чтобы записывать нотные примеры, виртуальную клавиатуру, виртуальный метроном, онлайн-тренажеры, музыкальный и видео-материал. Урок длится 30 минут, а подготовка к каждому занимает у преподавателя не менее 1,5–2 часов. Кроме того, по окончании онлайн-уроков учителю необходимо проверить, насколько каждый из учеников справился с выполнением «домашнего задания», присланного по Интернету. В итоге рабочий день наставника длится с утра до позднего вечера.

Можно было пойти по более легкому пути: вместо проведения видео-уроков давать ученикам задания, которые затем проверять. Но это нельзя назвать в полной мере дистанционным обучением. Скорее это переведение детей на самообучение.

— Оксана Сергеевна, признайтесь, у дистанционного бучения больше «минусов» или есть какие-то «плюсы»?

— «Минусы», как я уже сказала, это то, что не все существующие формы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии применимы для ведения занятий по музыкальным дисциплинам. Но мы стараемся придумывать альтернативные методы, и это, кстати, тоже интересно.

Однако, как выяснилось, есть и «плюсы». Скажу на примере собственного опыта. Я сама преподаю музыкально-теоретические дисциплины – «сольфеджио» и «музыкальную литературу», то есть уроки групповые. И, что особо отрадно, на моих виртуальных занятиях сейчас стопроцентная явка. Обычно такое редко наблюдалось. Ученики порой пропускали реальные уроки. То у них какое-нибудь мероприятие в общеобразовательной школе, то ещё какая «уважительная причина». А сейчас все дома, поэтому и виртуальные уроки не пропускают.

— Можете сказать, насколько результативен дистанционный формат обучения в музыкальной школе?

— О результативности можно будет говорить лишь по завершении определенного этапа, в частности, IV четверти.

Получить полноценное музыкальное образование в дистанционном режиме, разумеется, не удастся. Но в условиях, когда нам всем необходимо соблюдать меры, направленные на предотвращение распространения инфекции, использование средств Интернет- коммуникаций позволяет нам не прерывать учебный процесс.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости