Понедельник, 1 декабря, 2025

Казанский фотограф Евгений Канаев покажет в Саранске «Время и место»

3 декабря в главном корпусе Музея Эрьзи откроется выставка фотохудожника из Татарстана Евгения Канаева.

Для него фотография не столько профессия, сколько – как бы то высокопарно ни звучало – призвание.

Он родился в 1955 году в городе Зеленодольске, расположенном на левом берегу Волги в 38 км от Казани, на границе Татарстана с Марий Эл.

Его родители трудились на местном градообразующем судостроительном производстве. И он, окончив общеобразовательную школу и обслужив срочную армейскую службу, около пятнадцати лет работал на том же заводе, сначала сборщиком-достройщиком, потом – монтажником, затем – специалистом планово-производственного отдела.

А фотоделом Евгений Канаев увлёкся ещё в старших классах. Основы фотодела освоил, занимаясь в профильной студии на базе городского Дома культуры, и довольно продолжительное время снимал плёночным аппаратом просто для себя, то, что ему хотелось. При этом некоторые его снимки неоднократно публиковались на страницах журнала «Советское фото».

После развала Советского Союза Канаеву предложили вакантное место фотокорреспондента в национальной газете «Татарстан яшьләре» («Молодёжь Татарстана»). Татарского языка он не знает, но фотокору это не мешало реализоваться в профессии. Кстати, так совпало, что именно на то десятилетие, когда в национальной молодёжке работал Канаев, еженедельник достиг пика популярности, тираж достигал 300 тысяч экземпляров.

Как признается сам Евгений Александрович, ему интересно снимать природу: «Мне очень близок мотив реки, большой воды. Я же родился на реке. Любил снимать Свияжск, еще в те дотуристические времена, когда он был островом. Там была ни на что не похожая жизнь, отдельный мир как бы вне времени».

«Я стараюсь не только остановить момент, но и рассказать какую-то историю, желательно с продолжением, которое может додумать зритель. Поэтому и ходил часто в свободном полёте, не по заданию редакции, — вспоминает газетный период своей биографии теперь уже известный мастер фотоискусства. – Сейчас это называется «стрит», а мы тогда называли жанровой фотографией».

«Я в своих фотографиях стараюсь рассказывать какие-то истории, давая зрителям возможность дописать их. Фотографии должны продолжаться за границей кадра, – объясняет суть своего творческого подхода Евгений Канаев. – В то же время никакая композиция не сделает равнодушную фотографию живой. Невозможно снимать людей и смотреть на них свысока, отстранённо… Поэтому каждый человек, который попадает в объектив, становится мне дорог».

Последние более 20 лет он трудился фотографом пресс-центра солидной компании. А параллельно и до сих пор продолжает заниматься фотоискусством.

Его работы экспонировались на 150 выставках в России и за рубежом.

Кстати, в Саранске пройдет 30-я, юбилейная персональная выставка Евгения Канаева «Время и место», на которой посетители Музея Эрьзи увидят 30 черно-белых фрагментов, снятых мастером в 1980-1990-е годы – лирические и юмористические эпизоды повседневной жизни самых обыкновенных людей, в которых чувствуется любовь, ирония, грусть, недоумение. Потому что автор не сторонний наблюдатель. «Остановить мгновение? Мне хочется остановить вечность, почувствовать ее дыхание, — говорит Евгений Канаев. – В миг нажатия на спуск я иногда чувствую – да, вот, случилось! Но всегда есть риск, что ничего не произойдет. Быть художником – вообще большой риск». Каждое мгновение жизни неповторимо, время нельзя повернуть вспять, но художник может зафиксировать его с помощью фотокамеры.

Поделиться

Новости партнеров

Новости партнеров

spot_img
spot_img

Последние новости