Несмотря на летнее каникулярно–отпускное время, которое в Саранске считается «мертвым» сезоном, вернисаж II республиканской выставки «ART-Fresh» собрал неожиданно большое число гостей. Так что в четырех экспозиционных залах Галереи на Советской, 29 было откровенно тесновато. И чтобы элементарно рассмотреть предложенные вниманию произведения, приходилось ещё ждать, пока освободится место около картины или витрины с гончарными изделиями, расписными матрешками, резными фигурками. Рядом с полотнами уже широко известных, опытных живописцев не менее достойно смотрятся работы начинающих художников.
Издалека кажется, будто видишь триптих одного автора. Настолько выдержана стилистика трёх картин. Но, прочитав этикетки, удивляешься, обнаружив, разные фамилии создателей, причем, один 1952 года рождения, другой 1995-го.
Есть тут и традиционные реалистичные пейзажи, передающие разнообразную эмоциональную палитру первозданной природы. И черно-белые портреты, выполненные маститым Александром Шадриным, которые не только восхищают филигранной графической техникой, но поражают умением художника воплотить в изображении человеческую сущность героя.
Взгляд невольно притягивают иконописные «Спас Нерукотворный» и фрагмент иконы «Млекопитательницы», выполненные с утонченным академизмом молодым художником Ксенией Сакович. А в другом зале обращаешь внимание на «железных коней», нарисованных с каким-то мальчишеским азартом её старшим братом Георгием Саковичем.
Не в обиду мэтрам, но всё-таки больший интерес привлекают творения их молодых коллег, особенно оригинальные и смелые работы декораторов-прикладников, выпускников Саранского художественного училища и профильных специальностей МГУ и МГПИ. Весьма эффектно «звучат» этнические национальные мотивы в современных панно «Гармония природы» А. Бекеевой, «Мировое древо» Дарьи Бердовой, арт–объекте «Вальма-Окно» А. Ялышевой. Есть тут и масштабные архитектурные дизайн-проекты пространства «Промышленной выставки джинсовых изделий» и даже концепция морского терминала города-порта.
А Евгений Ширчков, пожалуй, первым в Мордовии показал широкой публике, что значит цифровая живопись. Не нарисованные посредством компьютерной графики картинки, а именно цифровая живопись. Она не имеет контуров, положенных на бумагу или холст. Свои художественные мысли Ширчков запечатлел в виртуальности. И, тем не менее, их можно видеть. Достаточно навести камеру смартфона на QR код и, пожалуйста, на экране вашего гаджета художественное произведение, которое автор позволяет скачать и забрать себе «на память».
На открытии выставки случайно услышала за спиной нерусскую речь. Высоченный мужчина и его спутница, пристально рассматривая эрзянский орнамент на модных панно, что-то шепотом обсуждали. Оказалось, эстонские художник Эвар Риитсааре и писатель Юлле Каукси занимаются изучением этнической культуры финно-угорских народов, давно знакомы с творчеством Юрия Дырина и деревянной резьбой мастеров из Подлесной Тавлы. «ART-Fresh» порадовал зарубежных гостей разнообразием художественных идей и качеством их воплощения, но, по мнению Эвара и Юлле, главную ценность искусству Мордовии все-таки обеспечивает именно национальная самобытность.
Но лучше самому один раз увидеть результат творческих исканий современных художников на «ART-Fresh–2019».