16.2 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

Какие раритеты нашли саранские школьники в «бабушкиных сундуках»

Более сотни интересных открытий, прежде всего, для себя сделали саранские школьники, откликнувшись на предложение поучаствовать в ежегодном конкурсе «Бабушкин сундук». Он уже в седьмой раз проводится Республиканским краеведческим музеем им. И.Д. Воронина». И всякий раз преподносит немало сюрпризов.

Как уточнили «Известиям Мордовии» организаторы, в этом году было представлено 118 творческих проектов. Из них в финал прошло 35 лучших работ, а победителей жюри определяло в 4 возрастных группах: среди учеников 1–2 классов, 3–4 классов, 5–7 классов и 8–11 классов.

О том, какие удивительные раритеты обнаружили саранские школьники, узнали журналисты «Известий Мордовии».

Свадебное приданое

Ученица 2 класс 27-й Саранской школы Елизавета Гурова поделилась своей находкой из бабушкиного сундука – самотканым рушником. «Его более 75 лет назад изготовили моя прапрабабушка Данилова Прасковья Федоровна. Она родилась в далеком 1898 году в селе Кувай Старошайговского района. Прапрабабушка, как и большинство её односельчан, трудилась в колхозе, а в свободное время ткала полотенца, холсты, половики, — рассказала девочка. — А этот рушник она соткала в 1946 году в качестве свадебного приданого дочке Екатерине».

Потом свадебное полотенце досталось старшей дочке Екатерины Алексеевны, бабушке Кати Гуровой — Валентине Ивановне.

«Когда-нибудь бабушка Валя передаст полотенце моей маме, а мама передаст его мне. Я буду беречь эту реликвию и когда-нибудь передам её своей дочке», — фантазирует школьница.

Хотя, посоветовавшись, Гуровы решили: «Мы готовы передать полотенце на постоянное хранение в краеведческий музей. Ведь тогда прошлое нашей семьи станет прошлым нашей республики, прошлым нашего края».

Матрёшечное хобби


8-летний ученик Саранской школы №27 Иван Ульянкин растёт в семье, где ещё бабушка с дедушкой увлекались коллекционированием деревянных игрушек. В их собрании среди множества экспонатов особе место занимает матрёшка в мордовском национальном наряде, изготовленная на Мельцанском деревообрабатывающем комбинате. Её Ванин дед Александр Сергеевич приобрел в 1964 году, оказавшись в служебной командировке в Ельниковском районе.
Как заверили «Известия Мордовии» профессиональные краеведы, сегодня подобные матрёшки можно считать музейной редкостью. Поскольку промышленного производства национальных сувениров давно не существует. Изготовлением и росписью матрёшек занимаются лишь мастера-индивидуалы.

Зато мельцанская матрёшка десять лет назад, сообщил Иван, вдохновила на творчество его маму. Она сама начала расписывать деревянных барышень, «одевая» их в эрзянские и мокшанские костюмы. Кстати, её расписные мордовочки разъехались по всей России — от Мурманска до Хабаровска.

«Я, мои старшие брат и сестра тоже пробовали расписывать матрёшек. Конечно, у нас получается не так красиво, как у мамы, — признается Ваня. — Нам надо ещё много учиться! Одно я знаю точно, у нас обязательно получится! Ведь мы Ульянкины! Любовь к этой деревянной игрушке у нас в крови!».

Семейные обереги

2-класснику Центра образования «Тавла» Богдану Ульянкину по наследству от деда Николая перешли старинные Библия и икона.

С этими предметами связана непростая судьба его предков.

Мальчик узнал, что его прапрабабушку звали редким именем Секлетния Ермолаевна. Она росла в религиозной семье, в начале XX века окончила церковно-приходскую школу в Пензенской губернии. И эту Библию получила от своей бабушки.

А написанная на деревянной доске икона, по заверениям деда, передавалась в семье только новорожденным мальчикам.

Больше всего, по признанию Богдана, его поразил тот факт, что даже в самые сложные периоды его предки не продали и не обменяли семейные реликвии. Во время Великой Отечественной войны они оказались в блокадном Ленинграде. И считали, что именно священные раритеты спасли их от голода и холода. Когда прабабушку и прадедушку в декабре 1942 года эвакуировали оттуда по льду Ладожского озера, из вещей они, прежде всего, забрали икону и Библию.

Находка бабушки Пелагеи

Для 7-классника 24-й школы Арсения Бусарова предметом изучения стала литая медная иконка Божьей Матери с младенцем на руках. Она передается у Бусаровых из поколения в поколение.
От старших парень узнал, что этот образок его прабабушка Пелагея нашла, копаясь на своём огороде в селе Новотроицкое Старошайговского района.

«Сама икона вылита из меди, имеет колечко сзади (скорее всего, чтобы куда-нибудь повесить). Также на ней сохранилось и одно угловое колечко (а их точно было четыре). Имеется верхний выступ. Образ Богоматери с сыном обнесён рамкой», — подробно описал Арсений.

Школьник решил узнать: «Сколько же лет этой иконе? Где она изготовлена?» Правда, его исследования пока ограничились интернет-источниками. Тем не менее, Арсений познакомился с историей изготовления на Руси меднолитых ювелирных украшений, в том числе, иконографических. И на основе изученных сведений, понял, что их семейный оберег изначально был центральной частью трёхстворчатого складня.

Юный исследователь этим не ограничился. Он, намерен продолжить поиски, чтобы выяснить, где их икона была изготовлена. А ещё ему очень хотелось бы найти сведения «кого она оберегала до того, как оказалась в нашей семье».

Старинная медогонка

4-классник 37-й Саранской школы Андрей Бурлуцкий рассказал, что однажды в деревне, играя на чердаке, нашел там «непонятную старую деревянную кадушку». Мама ему пояснила, что это – не кадушка, а медогонка. Правда, она оказалась в неисправном состоянии, некоторые деревянные детали — испорчены. Но парню захотелось понять, как она работала, и он уговорил деда её починить.

«От дедушки я узнал, что эта медогонка не использовалась с 50-х годов прошлого века. Потому что потом купили заводскую механическую медогонку, а теперь пользуются уже электрической медогонкой».

Зато любознательный школьник выяснил, что его предки давно занимались пчеловодством. В 1920 году его прапрабабушка Татьяна Андреевна Лопухова, проживавшая в ичалковском с. Лада, приручила рой диких пчёл. Она и положила начало семейному пчеловодству. А поскольку тогда в округе не существовало производств по изготовлению ульев, необходимых инструментов и приспособлений, весь нужный инвентарь собственными руками смастерил её муж Николай Дмитриевич. Благо, он был столяром и сделал рамки, ульи, роевни и, в том числе, медогонку.

Заодно школьник изучил историю пчеловодства и разобрался, для чего и как пользоваться старинное приспособление, для откачивания меда из сот.

«Прапрабабушка с прадедушкой вырастили 8 детей. Занятие пчеловодством очень помогло семье в тяжёлые военные и послевоенные годы. Мед и продукты пчеловодства продавали на ярмарке, использовали в народной медицине, воск сдавали в церковь на изготовление свечей», — дополнил своё исследование 11-летний Андрей Бурлуцкий.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости