14.9 C
Саранск
Воскресенье, 8 сентября, 2024
spot_img

Как в Мордовию попало платье российской императрицы

В постоянной экспозиции Республиканского краеведческого музея им. И. Д. Воронина демонстрируется элегантное шелковое платье со шлейфом, расшитое в мудрёной технике синельи, создающей рельефные узоры по тончайшему тюлю. Этот наряд экспонировался, когда музей размещался на ул. Московской, 48, и позже – в новом современном здании Музейно-архивного комплекса. Экскурсоводы нередко с таинственным видом сообщали: не исключено, что это платье из гардероба самой российской императрицы. Без уточнения, какой именно.

Дело в том, что с изнаночной стороны на подоле имеется «брендовая» бирка, указывающая, что оно изготовлено в мастерской Бризака.

Ателье, открытое в Петербурге супругами — французами Бризак в 1855 году, на рубеже XIX–XX веков, считалось самым престижным среди российской знати. Дизайн нарядов придумывал сам владелец Альбер Бризак и его жена, дорогие ткани доставлялись из Европы, а в мастерских трудились 60 закройщиц и примерно столько же швей и прочего персонала.

Действительно наряду с состоятельными клиентами из высшего света услугами Дома моды Бризак пользовались императрица Мария Фёдоровна, а также всевозможные кузины и родственницы её супруга Александра III. Затем в ателье стали одеваться жена Николая II Александра Фёдоровна их дети. А за Домом моды Бризак с 1904 года закрепился официальный статус «поставщика Двора императрицы». Кстати, для императорской семьи там шили не только праздничные туалеты, но и повседневную одежду.

После февральской революции 1917 года модный бизнес, благополучно развивавшийся сорок лет, сошел на нет. Питерское производство и имущество Бризак национализировали. По заверениям исследователей, в настоящее время в России сохранилось чуть более десятка изделий их Модного дома. Одно из платьев находится в собрании Музея истории и реконструкции Москвы, несколько костюмов – в Эрмитаже, Историческом музее, Музеях Царского села…

Как изделие поставщика императорского двора оказалось в Мордовии? По имеющимся документам, раритетное платье поступило в коллекцию Республиканского краеведческого музея из реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа в 1967 году.

— К сожалению, к тому времени, когда платье попало в Саранск, оно уже было не в самом лучшем состоянии, и реставраторы не рискнули браться за реконструкцию утраченных элементов. После нескольких лет демонстрации в постоянной экспозиции, его сохранность ещё больше ухудшилась. С тех пор оно экспонировалось лишь несколько раз в течение очень короткого времени, — поясняет заведующая сектором изобразительных и вещественных источников краеведческого музея Мрина Васильева.

– Сейчас наряд находится в хранилище. Надеемся, современные ученые сумеют усовершенствовать технологию реставрации тканей, что позволит вернуть в музейную экспозицию этот уникальный памятник дизайнерского искусства.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости