В Год театра мы решили вспомнить, как это искусство рождалось в Мордовии. По мнению искусствоведа Василия Брыжинского, старинные фольклорные обряды мокшан и эрзян, по сути, были неким театрализованным ритуальным действом, с выверенной, веками сформированной драматургией, определенной семантикой, строгими ролевыми играми.
Сельская опера
В более привычном для нас, зрелищном виде театральное искусство появилось на территории Мордовии в конце XIX в. Крестьяне с. Судосево сами захотели создать свой театр. И в 1895 году там образовалась детская хоровая капелла и оперная труппа под руководством матушки выдающегося живописца Валентина Серова – Валентины Семеновны Серовой. В постановках участвовали 32 человека. Крестьянская труппа исполняла – подумать только! – оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Вражья сила» и «Рогнеда» А. Серова. Более того, в феврале 1900 года сельская оперная труппа совершила первую гастрольную поездку в Пензу и Симбирск.
Звёзды Большого из мордовской глубинки
Кстати, позже мордовские самородки достигали завидных, уже профессиональных высот оперного Олимпа. Родившийся 27 (15) октября 1900 года в многодетной крестьянской семье в с. Паньжа Пензенской губернии (теперь Ковылкинский район) Иван Скобцов в юности сражался за молодую советскую власть, был награжден орденом Красного Знамени. Но уже тогда покорил сослуживцев превосходным пением. И его направили на обучение в Пензенскую народную консерваторию, а затем — в Московскую консерваторию. И ещё в студенческую пору сельского паренька приняли в хор Большого театра. А по окончании консерватории Скобцов дебютировал как солист партии Грязного в опере «Царская невеста». С 1930 по 1958 годы Иван Михайлович исполнял в постановках Большого театра ведущие баритональные партии.
Еще один наш земляк, Илларион Яушев (29.01.1902 – 31.05.1961) ребёнком следом за мамой пел эрзянские причитания, потом мастерство вокального исполнения осваивал в церковном хоре с.Лобаски. Благодаря природной неординарности и своему трудолюбию бедняцкий сын окончил музыкальный техникум в Н. Новгороде, Московскую консерваторию и оперную студию Большого театра. И как профессионал он тоже дебютировал именно на сцене главного театра страны, но вернулся в родную Мордовию.
Культурный первенец республики
Примечательно, что профессиональный театр начал формироваться в республике буквально сразу после образования мордовской автономии. 25 августа 1932 года Президиум Мордовского облисполкома принял постановление об открытии Мордовского национального театра с прикреплением к нему русской труппы. Некоторое время над молодым коллективом шефствовал прославленный московский Малый театр.
Первый спектакль по пьесе А.Островского «Гроза» на эрзянском языке саранский коллектив показал в 1935 году. И поначалу в репертуаре преобладали постановки по произведениям русских и советских авторов в переводе на мордовские языки. Труппа собиралась из талантливых сельских самородков Мордовии и соседних областей, где проживали мокшане и эрзяне. Однако национальный театр не только взращивал своих артистов, но и драматургов. Специально для молодого театра писали пьесы известные мордовские писатели. Выездные спектакли по районам пользовались завидным успехом у сельской публики. Зрители писали о спектаклях восторженные отзывы в газету.
Наследство от цирковой семьи
Кукольный театр в Саранске появился тоже в 1930-е благодаря цирковым артистам Махотиным, которые сами придумывали образы, собственными руками мастерили костюмы и реквизит. Семья энтузиастов не просто занималась новым для города творчеством и показывала малышам любительские спектакли. Вдохновенное увлечение Махотиных заложило основу театра для юных зрителей.
Официальной датой образования Государственного театра кукол Мордовии считается декабрь 1937 года. А успех этого коллектива всегда основывался на безграничной преданности артистов любимому делу. Правда, почти сорок лет коллектив существовал как вечно гастролирующий, без собственной стационарной базы и репетиционной площадки, пока в 1979 году не построили отдельное здание на ул. Володарского, 60а с небольшим и уютным зрительным залом на 180 мест.
Кстати, в 1970-е в репертуаре шли не только детские сказки, но и «Божественная комедия» И. Штока – для взрослых. Сегодня в активном репертуаре мордовских кукловодов более 40 спектаклей.
Дебютный «Нищий студент»
История Мордовского музыкального театра, согласно имеющимся в архивах Республиканского краеведческого музея документам, началась в 1935 году. Свой первый театральный сезон музыкальная труппа открыла опереттой К. Миллёкера «Нищий студент». А 7 января 1937 года постановлением Совета народных комиссаров МАССР Русский театр музыкальной комедии был реорганизован в передвижной театр оперетты, а вместо него в Саранске был создан Мордовский государственный театр оперы и балета. Основу труппы составили артисты из разных городов страны. В начале 40-х балетную труппу пополнили квалифицированные артисты столичных театров, эвакуированные в Саранск из Ленинграда и Москвы. В последующие годы происходили неоднократные преобразования, менялись статусы, профессиональные требования и задачи театральных коллективов Мордовии.
«Арфы нет — возьмите бубен!»
В июле 1943 года Мордовский государственный музыкально-драматический театр реорганизовали в Республиканский театр драмы и Мордовский театр оперы. Примечательно, что именно тогда, в тяжелую военную пору по специальному решению Правительства МАССР была организована мордовская оперная студия при Саратовской консерватории, а в 1944-м — драматическая мордовская студия при Московском театральном институте им. Луначарского. Коллективы театров пополнялись выпускниками и других театральных вузов Москвы и Ленинграда. То есть власть даже тогда заботилась о подготовке квалифицированных творческих кадров.
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
В годы Великой Отечественной войны многие саранские актёры сменили сценические наряды на солдатские шинели, а остальные выступали в составе фронтовых бригад, которые своим искусством поддерживали боевой дух защитников Родины. Помимо шефских концертов на колхозных полях и в госпиталях артисты музыкальной труппы только в 1944 году дали более 160 спектаклей. А драматические актёры в первые месяцы войны выпустили новые героические постановки: «Как закалялась сталь» по роману Н. Островского, «Парень из нашего города» К. Симонова. С этими спектаклями они гастролировали на фронтах, играли в короткие перерывы между перестрелками, а порой и под «аккомпанемент» артиллерийской канонады.
Театр изначально размещался в здании, построенном местным предпринимателем в 1911 году под первый саранский «синематограф» (сейчас здесь, по ул. Советской, 27, находится современный Национальный театр). Строение было плохо приспособлено под театральные цели: ни карманов, ни колосников, ни подсобных помещений для хранения декораций. Некоторые иногородние артисты из-за отсутствия жилья обитали прямо в артистических уборных. А в зимнюю пору из-за нехватки дров актёры стоически играли на схваченной изморозью сцене в лёгких костюмах.
Сейчас в Мордовии действует пять государственных театров – Музыкальный им. Яушева, два драматических – национальный и русский, республиканский кукольный и муниципальный ДЦТиК «Крошка».
Мила МЕЛЬНИКОВА