С 16 по 27 ноября посетителям Музея Эрьзи представится шанс увидеть работы народного художника Советского Союза Ильи Богдеско (1923-2010).
Около 20 авторских произведений Ильи Трофимовича привёз в Саранск доктор технических наук, профессор, академик АПК, эксперт высшей категории в области оценки качества создания и производства высокоэффективных авиационных и ракетно-космических комплексов Владимир Беликова.
Владимир Гурьевич с 2001 года возглавляет секцию кибернетики Центрального дома учёных Российской академии наук. Как специалист практик он уже не впервые приезжает в Мордовию, сотрудничая с одним из местных промышленных предприятий.
И наряду с активной профессиональной деятельностью Владимир Гурьевич более сорок лет серьезно занимается коллекционированием произведений изобразительного искусства. Это хобби, как объясняет сам учёный, связано с его юношеским увлечением книгами, которые традиционно оформлялись иллюстрациями.
За четыре десятилетия в собрании Владимира Гурьевича накопилось свыше 15 тысяч различных уникальных артефактов – линогравюр, офортов, ксилографий, меццо-тинто (вид гравюры на металле) и других образцов книжной миниатюры отечественных и европейских художников от XV века и до наших дней. Что-то он покупал во время многочисленных командировок, что-то ему подарили сами авторы.
При этом Владимир Беликов не скрывает свои сокровища за семью печатями. Напротив, он регулярно экспонирует их в регионах России, часть коллекции в разное время демонстрировал в Европе, Азии, Америке, Африке. По информации «ИМ» ряд работ из своей частной коллекции Владимир Гурьевич передал в дар российским музеям.
Познакомившись с художественным собранием столицы Мордовии, коллекционер предложил администрации Музея Эрьзи организовать в Саранске выставку «Рыцарь гравюры», посвященную вековому юбилею со дня рождения советского графика Ильи Богдеско.
— Илья Трофимович занимался древнейшей техникой резцовой гравюры на металле, одним из самых тонких и трудоёмких в исполнении видов изобразительного искусства. Резцовую гравюру он начал осваивать уже в зрелом возрасте, в 50 лет, и достиг в этом совершенства. Вершиной творчества Богдеско стали иллюстрации к роману Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», над которыми Илья Трофимович трудился почти 20 лет, тщательно изучал текст романа и литературу о нем, читал о времени, когда писал Сервантес. Он не пытался «рассказать» роман, ему было важно донести саму идею, как он её понимает. Он читает не текст, но смысл,
, — поясняет коллекционер, близко общавшийся с художником при жизни.
Илья Богдеско родился в Приднестровье, но после раскулачивания и ареста отца их семью в 1933 году сослали в Кировскую, затем – в Горьковскую область. С 1942 года Илья Богдеско сражался на фронте. Но после Великой Отечественной войны он поступил и окончил графический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Год отработав преподавателем Саратовского художественного училища, после многие десятилетия он трудился в Кишинёве, возглавлял Союз художников Молдавии, где его заботами было создано несколько факультетов искусств.
После развала Советского Союза в «лихие» 1990-е Илье Трофимовичу опять пришлось покинуть родную Молдавию и переехать в Санкт-Петербург.
И вот теперь благодаря Владимиру Беликову жители и гости Мордовии смогут поближе познакомиться с творчеством этого замечательного мастера-графика Ильи Богдеско.