10.3 C
Саранск
Среда, 24 апреля, 2024

«Худсовет» вам да любовь! Чем удивил и порадовал публику межрегиональный театральный фестиваль

— Теперь я уверен: Саранск – важная точка на театральной карте России, — сказал заслуженный деятель искусств Башкирии Мусалим Кульбаев. Худрук Уфимского национального молодежного театра показал на межрегиональном фестивале «Худсовет» спектакль «Республика ШКИД».

Коллектив из Башкортостана приехал в Мордовию не только многолюдным актёрским составом, как того требует сюжет. Гости привезли и полный комплект основательных декораций, в том числе, трехэтажный дворец, где, собственное, разворачивается действие, многим хорошо известное по одноимённому кинофильму.

За пять фестивальных дней и вечером местные зрители и специально приглашенные организаторами эксперты национальной премии «Золотая маска» — Глеб Ситковский, Наталия Каминская и Ольга Романцова увидели 12 постановок разных по стилю, художественному прочтению, драматургической основе. Но все они, так или иначе, по-своему решают извечные вопросы человеческих взаимоотношений и, прежде всего, любви.

Молодые артисты одного из старейших в стране Таганрогского театра им. Чехова показали неоднозначную комедию «Пять – Двадцать пять» по пьесе современного драматурга Дмитрия Привалова. А потом от души экспромтом высказали пожелание и местным зрителям и фестивалю: ««Худсовет» Вам да любовь!».

Кстати, практически все участники этого форума – и артисты, и эксперты, отмечая оригинальность содержательного наполнения, говорили о целесообразности продолжить начатое. Тут ведь не только зрителям предложили широкий ассортимент современного театрального искусства.

Все пять дней работали профессиональные лаборатории. В учебных аудиториях местного Института национальной культуры практические техники стенического мастерства под руководством приглашенных мэтров осваивали студенты профильных специальностей местного вуза да и дипломированные артисты из разных театров, приехавших на фестиваль. А для публики они работали на сцене, вернее, на сценах четырех республиканских театров.

Виртуальная игра в реальность

Моноспектакль по трагедии Шекспира «Ричард III» в исполнении актёра Калмыцкого Национального драмтеатра Очира Такаева школьники и студенты смотрели, буквально боясь вздохнуть. Смешанные впечатления у публики вызвал триллер блистательного актёрского ансамбля Пензенского драмтеатра по пьесе Андрея Иванова «С училища».

И на «десерт» артисты Петербургского Камерного театра Малышицкого предложили свою «анатомическую» версию сценического прочтения ещё одной трагедии Шекспира «Гамлет.eXistenZ».

Питерцы за два с половиной часа не только препарировали классический сюжет, но между делом, иллюстрируя звучащую рефреном фраза из пьесы: «На брачный стол пойдет пирог поминный», реально испекли прямо на сцене пирог с луком и прокрученной через мясорубку печенкой.

Некоторые зрители, охотно включившиеся в интерактив, отважились даже продегустировать актерскую выпечку и остались довольны: «Действительно вкусно!»

Вне конкурса

Особой, необычной и даже интригующей частью «Худсовета» оказалась презентация эскизов к будущим спектаклям. Они появились в результате работы творческой резиденции, открывшейся за месяц до начала фестиваля.

Один по пьесе современного мордовского драматурга Валентины Мишаниной «Ступени» в исполнении актёров Национального театра, второй, «Уезжаю — остаюсь» — итог сотворчества людей разных профессий, просто влюблённых в театральное искусство.

«Папина дочка»

Заключительным аккордом межрегионального фестиваля «Худсовет» стала авангардная трактовка трагедии Жана Ануя «Антигона» в исполнении актёров Московского Театра Ермоловой.

Не секрет, многие зрители шли на этот спектакль, чтобы воочию увидеть Дарью Мельникову, известную по ситкому «Папины дочки». А здесь она – такая же, как в сериале, хрупкая, угловатая пацанка, играет главную героиню — сильную и несгибаемую в своей преданности родственному долгу, готовую на самопожертвование во имя любви.

На память – «тавлинский конь»

У гостей фестивальный график был не менее насыщенным, чем у организаторов. Днем – обучающие лаборатории, репетиции на сцене перед показом собственного спектакля.

Но ведь хочется и с местными достопримечательностями познакомиться. Поэтому при всей плотности делового графика, иногородние артисты успели совершить экскурсию в Музей Эрьзи и на стадион «Мордовия Арена», просто прогуляться по центральным улицам. А ещё успели съездить в кочкуровскую Подлесную Тавлу, видели «потрясающий парк деревянных скульптур и гигантского солнечного коня», заглянули в «удивительный сельский музей «Этно кудо» и сами попробовали вырезать фигурку из липовой чурочки.

Да! Каждый на память о Мордовии получил в подарок от организаторов миниатюрного тавлинского коня.

Вердикт

Межрегиональный фестиваль «Худсовет», получивший грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив, изначально задумывался не просто как событие, дающее саранской публике отличный шанс познакомиться с многообразием современного театрального искусства. Для создателей этого самого искусства, кроме всего прочего, важно получить квалифицированную оценку авторитетных критиков. Они и вынесли вердикт по итогам фестивального марафона, объединившего в Мордовии творчество театральных коллективов из десяти регионов России.
Специальный приз «За актерский дуэт» жюри присудило актёрам Мордовского национального драмтеатра Алексею Егранову и Марине Аверкиной, сыгравшим родителей главной героини – супругов Капулетти в саранской версии трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».

Второй спецприз получил художник Николай Симонов за оформление спектакля «Опасные связи» Московского театра «Школа драматического искусства».

За «Лучшую роль второго плана» отмечены Ксения Морозова, сыгравшая всех женщин, замполита и братка Секу в постановке Мичуринского драмтеатра «Спасти камер-юнкера Пушкина», и Александр Кузьмин, представший в образе старшего полицейского в спектакле «Человек из Подольска» Донецкого молодежного театра.
Награду за «Лучшую мужскую роль» заслужил актёр Мичуринской драмы Сергей Холкин — Михаил Питунин в «Спасти камер-юнкера Пушкина». А исполнительницей «Лучшей женской роли» признали Марину Матвевнину – Таньку в постановке Пензенского драмтеатра «С училища».

Приз за «Лучшую режиссерскую работу» присудили постановщику С.-Петербургского Камерного театра Малыщицкого «Гамлет. eXistenZ» Петру Шерешевскому, за «Лучшую работу художника» — Евгении Панфиловой («Антигона» московского Театра Ермоловой).

Ещё одну награду жюри вручило вне регламента, запланированного организаторами. Премии Ассоциации театральных критиков удостоился актёр С.-Петербургского Театра ненормативной пластики Сергей Азеев, поразивший саранских зрителей мощным эмоционально-психологическим соло в моно-спектакле «Сибирь» на тоже вечную тему непростых взаимоотношений отцов и детей, их любви.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости