Афиша II Всероссийского молодежного фестиваля «Худсовет» анонсировала официально 12 спектаклей. Хотя, по сути, за пять дней показали девятнадцать. Если считать ещё и презентацию семи новых пьес, написанных начинающими авторами в процессе подготовки к этому форуму и прочитанных актёрами на публику уже непосредственно в ходе фестиваля. Впрочем, благодаря изобретательной режиссуре Анны–Ксении Вишневской, некоторые читки воспринимались публикой как полноценный эскиз настоящего спектакля. Разве что персонажи общались друг с другом, подглядывая в текст. Зато в большинстве пьес говорилось о том, что близко и понятно, а в героях и сюжетах без труда угадывали местные реалии.
Формат читок, как ни странно, тоже вызвал немалый интерес у местных поклонников театрального искусства. К примеру, саранские старшеклассники Никита Кузнецов и Егор Сурков сами занимаются в одной из саранских театральных студий. Поэтому ходили и почти на все читки, и на заявленные в афише вечерние спектакли, а потом ещё оставались на обсуждения, «чтобы послушать мнение профессионалов и сравнить с собственными впечатлениями об увиденном». Более того, автор-создатель питерского Плохого театра Дмитрий Крестьянки даже пригласил их сыграть в его автобиографической истории «Квадрат» о подростках, чьё взросление совпало с постперестроечным этапом «лихих 1990-х». Правда, в фестивальном представлении саранские школьники вышли в роли… самих себя, как нынешнее продолжение пацанов того поколения, которое, повзрослев и остепенившись, в общем-то сумело реализоваться и найти достойное место в современном российском обществе.
Кстати, об увиденном. Мнения публики и опытных критиков не во всем совпадали. Да и среди зрителей после представлений нередко возникали дискуссии по поводу художественного решения, актёрского мастерства, поднятой в постановке темы…Однако во время спектаклей креслами никто не хлопал, демонстративно покидая зал. Слушали, смотрели, переосмысливали. И это – главное. А спорить зрителям с жюри, как в спорте с судьями, не полагается.
Творческие работы участников фестиваля в это раз оценивали профессиональный театральный критик, член экспертного совета национальной премии «Золотая Маска» Ксения Аитова, старший преподаватель Российского государственного института сценических искусств Дмитрий Крестьянкин и театровед, режиссёр Евгений Авраменко.
Гран-при они отдали екатеринбургскому народному Молодежному театру «Игра», показавшему на фестивале спектакль «Шапку надень».
За «Лучшую работу режиссёра» награжден Александр Лебедев, поставивший с командой ульяновских актёров «Другое место» театральное роуд-муви «Человек в закрытой комнате».
Награду за «Лучшую женскую роль» заслужила екатеринбургская театральная и киноактриса Марина Гапченко, доверительно, без толики сценического пафоса, рассказавшая фестивальной публике о судьбе героини пьесы Ярославы Пулинович «Горбатая».
Коллектив Самарского театра для детей и молодежи «Мастерская», показавший на «Худсовете» свою версию по роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил» взял два приза. Андрея Галкина судьи отметили как исполнителя «Лучшей мужской роли», а Руслана Салихова, сыгравшего хулигана-девятиклассника Градусова, — за «Лучшую роль второго плана».
Челябинский Театр имени Наума Орлова, восхитивший ценителей драматического искусства изысканно стильный постановкой «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Федерико Гарсия Лорки получил награду за «Лучшую работу художника» (её справедливо разделили художник-постановщик Ольга Смагина и художник по свету Дмитрий Зименко). И, кроме того, челябинцы отмечены в специальной номинации «За лучший актёрский ансамбль».
«Лучшим актёрским дуэтом» судьи признали Дмитрия Честнова и Екатерину Кукуй, сыгравших главных героев в трагикомедии «Морфий» по Михаилу Булгакову питерского Небольшого драматического театра.
Артист Набережночелнинского театра кукол Егор Митрофанов отмечен специальным призом за актёрскую работу в инсценировке по повести Фёдора Достоевского «Кроткая». Кстати, по признанию набережночелнинцев, они впервые дебютировали на фестивале «не кукольного формата».
Впрочем, «Худсовет» априори задумывался инициаторами как фестиваль вне устоявшихся жанровых, стилистических и прочих привычных рамок.
И в это раз в фестивальной программе оказалось сразу два совершенно не похожих кукольных спектакля.
Актёры Тверского Театра кукол покорили публику невыдуманными личными воспоминаниями «Про бабушек» через трогательные, художественные образы с милыми превращениями. И тоже заслужили спецприз «За чуткий разговор с аудиторией».
Музыкальная феерия «Алые паруса», показанная коллективом Мордовского национального театра, отмечена «За воплощение романтического идеала». А Молодежный театр на Булаке – «За театральное осмысление исторической памяти» в спектакле «Не успели Ц.И.Р.К.».
Режиссёр Анна-Ксения Вишневская в этот раз дебютировавшая и в качестве автора пьесы «Погружение» получила признание «За глубокое постижение национальной традиции и её отражение в сегодняшнем дне». К слову, пьеса вызвала бурную реакцию саранских зрителей, поскольку написана на документальной основе – с долей здоровой иронией и близко знакомых для многие реалий современной действительности.
Ещё один дебютант – молодой артист екатеринбургского Независимого театра «ТУТ» Иван Логиненков, выступивший в Саранске с монологом у школьной доски «Тварь», удостоился приза «За актёрскую смелость».