В фойе главного корпуса Музея Эрьзи готовится к открытию первая персональная выставка саранского живописца и графика Евгения Проничкина.
В его работах гармонично синтезируются стилистические черты, присущие реализму и импрессионизму, что позволяет автору передавать тончайшие нюансы окружающей действительности через поток света, цвета, эмоций, различные детали образов, запечатленных на полотнах.
Экспозиция, посвященная 60-летию художника, объединяла около сорока произведений юбиляра, которые по словам куратора выставки Татьяны Ведякиной, можно условно разделить на две основные темы, звучащие в произведениях автора – война и мир.
В своем творчестве Евгений Николаевич неоднократно обращался к событиям Великой Отечественной войны. Его художественные размышления не просто дань памяти и преклонение перед подвигом защитников Родины, но и стремление передать глубину трагедии.
Не случайно, полотно Евгения Проничкина демонстрировалось на престижной Международной выставке «Победа» Центральном Доме художника в Москве.
С особой любовью он пишет «портрет» родного города. Тихие уютные улочки, дворы непарадного Саранска и отдельные фрагменты фасадов домов «сталинской» застройки, с которыми связаны счастливые детские годы автора. Его бабушка Анна Алексеевна и дед Иван Павлович Аржадеев служили в Республиканском драматическом театре. И нередко среди их гостей оказывались актеры, писатели, преподаватели местного вуза, певец Илларион Яушев…
Огромную роль в судьбе Евгения Проничкина сыграло знакомство с тёзкой, тогда уже известным живописцем Евгением Ноздриным, преподавшим в саранской ДХШ №1. К нему внука отвёл дед, близко друживший с Евгением Алексеевичем.
В школе ему повезло осваивать азы художественного мастерства под руководством Людмилы Селивёрстовны Шаниной–Трембачевской. Кстати, общение с Ноздриным оказало огромное значение на формирование мировоззрения Жени Проничкина. Наряду с основами рисования Евгений Алексеевич говорил с учениками о жизни, читал с ними поэзию, делился личными воспоминаниями о войне, о фронтовой службе на флоте.
А на картинах самого Проничкина сегодня можно любоваться городскими пейзажами Саранска, который безвозвратно ушёл в прошлое.
И ещё одной важной для живописца темой стала своего рода летопись духовной жизни родного края. На юбилейной экспозиции вниманию публики предлагается серия полотен с изображениями храмов и монастырей Мордовии, в том числе, имеющих статус архитектурно-исторических памятников. Некоторые из них восстановлены после запустения и разрушения в результате гонений на Православную Церковь, другие ещё нуждаются в реставрации, третьи построены сравнительно недавно.
— Знаменательно, что «Церковная оттепель» наступила в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, — отмечают организаторы выставки, говоря о концепции персональной выставки Евгения Проничкина. – Обращение к корням, к вере помогает человеку не только обрести душевный покой, но и сосуществовать и мире и понимании с другими людьми.
Посетители Музея Эрьзи могут познакомиться с юбилейной экспозицией Евгения Проничкина «Война. Мир. Покой» с 2 по 27 августа, включительно.