21 C
Саранск
Понедельник, 15 июля, 2024
spot_img

Гастрольный тур Донецкого балета по России начался в Мордовии

Июньские аншлаги
Саранск оказался первым городом, откуда стартовали июньские гастроли Донецкого театра оперы и балета по России.

Конечно, гастрольный вариант спектаклей несколько отличается от репертуарных постановок, идущих на родной сцене.
Однако Донецкий коллектив приехал в Мордовию с комплектом масштабных декораций к трём совершенно различным по характеру и стилистике спектаклям. И полным составом симфонического оркестра под руководством главного дирижёра Юрия Парамоненко.

Надо отдать должное смелости донбассцев, которых не смутило, что в репертуаре местного Театра им. И.М. Яушева также идёт балет «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова и недавно выпущен спектакль «Ромео и Джульетта» на музыку Петра Чайковского.

Тем не менее, оба вечера в зале яушевского театра, где выступали гости, практически не было свободных мест.
Кстати, прослеживается приятная закономерность: на спектакли в Саранск, кроме местных жителей, по выходным регулярно приезжают зрители из соседних регионов. И в этот раз было немало ценителей театрального искусства из Нижегородской области.

«Истории любви»
Сказочная «Тысяча и одна ночь» в хореографии балетмейстера-постановщика Евгении Хасяновой с чарующей восточной музыкой в живом оркестровом звучании и технически безупречном, чувственном исполнении донецких артистов одинаково покорила и неискушенную публику, и местных профессионалов-хореографов, знающих толк в тонкостях исполнительского мастерства.

Тема любви – страстной и трепетно нежной, «рассказанная» красавицей Шехерезадой через переведенную на язык классического балета пластику арабских танцев, продолжили одноактные спектакли, поставленные художественным руководителем Донецкого театра Вадимом Писаревым.

Тут органично переплелась уложенная в получасовой формат трагическая история любви юных Джульетты и Ромео и аргентинский вариант новеллы Проспера Мериме «Кармен» под музыку «короля танго» Астора Пьяццоллы.

Дополнительным сюрпризом для публики стало включение в хореографический сюжет о безответном чувстве премьера французского балета Жана Поля к своенравной куртизанке Камиле арий из популярных мюзиклов в исполнении солистов Донецкой оперы – сопрано Елены Бабич, тенора Андрея Кривохата и баритона Вадима Волочука.
В финале восхищённая публика почти десять минут благодарила артистов шквалом оваций и восторженным «Браво!».

Худрук Донбасс Оперы Вадим Писарев, судя по сдержанной улыбке вполне довольный приёмом, скромно сидевший в партере, так и не поднялся на сцену, чтобы разделить успех своего коллектива.

Главное детище Вадима Писарева
Современный Донецкий театр оперы и балета можно смело назвать детищем Вадима Писарева. Хотя он сам так не говорит.

В середине 1980-х поклонники хореографии восхищались молодым танцором Вадимом Писаревым. Яркий, эмоциональный, виртуозно владеющий балетной техникой, мощным парящим прыжком. Он легко взмывал и высоко парил над сценой.
Парень, выросший в семье рядовых донецких тружеников (его отец-шахтёр), с 19 лет завоевывал главные награды на престижных международных конкурсах в Москве, Финляндии, Франции, Соединённых Штатах Америки. После окончания Киевского хореографического училища Писарева ,как весьма перспективного солиста, пригашали на стажировки в Москву и Ленинград. Предлагали остаться в Большом и Мариинском театрах.

Но он решил не мчатся за славой в дальние дали, чтобы блистать на прославленных сценических подмостках, а создавать настоящий большой балет в родном Донецке. Потому что искренне любит свою Родину, всегда и до сих пор считает себя советским человеком, благодарен стране, которая дала отличное образование, предоставив возможности реализовать себя в творчестве.
Правда, от сотрудничества с зарубежными коллективами Вадим Писарев не отказывался, по контракту несколько сезонов выступал в балетных труппах США и Дюссельдорфа, на фестивалях в Монреале, Токио, Париже, где танцевали Майя Плисецкая, Сильви Гиллем, Манюэль Легри, Нина Ананиашвили, Алексей Фадеечеев. Показывал сольные программы на открытии Олимпийских Игр в Калгари и Сеуле.

В 1990 году соотечественники признали Писарева «Лучшим танцовщиком СССР». Через пять лет ЮНЕСКО (Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) – «Лучшим танцовщиком мира».

И мировое признание позволило Писареву организовывать в родном Донецке международный фестиваль «Звёзды мирового балета», предоставив землякам возможность воочию оценить мастерство титулованных исполнителей разных стран.
А чуть раньше он основал Школу хореографического мастерства, которая взращивает профессиональные кадры для Донецкого театра. Завершив сольную карьеру, Вадим Яковлевич продолжает служить в родном театре, ставит новые спектакли, и делает всё, чтобы сохранить сильный профессиональный творческий коллектив.
Хотя более полусотни сотрудников театра были мобилизованы на СВО, двадцать два ранены, несколько человек погибли…

Несмотря на непростую политическую ситуацию, донецкие артисты не прекращают репетировать, при содействии Министерства культуры РФ ежегодно совершают гастроли по России. И в этот раз после выступления в Саранске, они покажут свои спектакли в Пензе, Воронеже, Калуге и Смоленске.
Театральное искусство, уверен Вадим Писарев, помогает людям выстоять в сложных обстоятельствах, оно укрепляет веру, объединяет, дарит надежду на светлое будущее.

«Браво, Донецк!»
— Я получили истинное удовольствие от спектакля «Тысяча и одна ночь»! Интересная постановка, прекрасное исполнение! – поделилась впечатлениями учитель математики из Гагинского муниципального округа Нижегородской области Татьяна Малафеева. — Мы с коллегами приехали специально на спектакль. Я впервые побывала в Саранске, заодно познакомилась с городом. Думаю, стоит осенью привезти учеников на другие спектакли саранских театров.

— Очень порадовало мастерство донецкого коллектива. Великолепное владение хореографической техникой. Меня покорила исполнительница партии Джульетты – хрупкая, лёгкая и грациозная, своей пластикой передававшая первое чувство своей героини. Второй одноактный спектакль «Танго… история любви» — для меня первый опыт знакомства с постановкой, в которой сочетается балет и вокал, — призналась жительница Саранска Наталия Леткина. – Потрясающая музыка Пьяццоллы в исполнении оркестра, красивые костюмы, декорации и свет. Все это вкупе с профессиональным исполнением артистов балета, полностью погрузили меня в атмосферу портового городка, а затем перенесли в столицу Франции.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости