1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Федот Сычков впервые ожил на театральной сцене

Журналисты «Известий Мордовии» и третьеклассники саранской гимназии N20 первыми побывали на допремьерном представлении нового спектакля Государственного театра кукол РМ «Певец народной красоты». На его постановку художника Наталью Кочневу и режиссёра Лилию Шахову вдохновило творчество выдающегося живописца Федота Сычкова.

Едва перешагнув театральный порог, гости буквально оказываются в красочном, многоцветном мире живописи Сычкова. Уже в фойе с его картин вам улыбаются румяные, задорные кочелаевские детишки.

А через несколько минут в зрительном зале гаснет свет и сценическое пространство превращается в заснеженную деревенскую улицу, куда из охваченного пожарами погромов Петербурга возвращается Федот Васильевич с супругой Лидией.

Для воспроизведения сельских пейзажей постановщики спектакля тоже используют репродукции полотен Сычкова, которые создают объём и буквально наполняют атмосферу звуками и запахами родного для художника Кочелаева.

Конечно, нереально вместить в часовой хронометраж спектакля всю долгую непростую жизнь великого мастера. Да и, по заверению режиссера, не было цели рассказать его биографию в мельчайших подробностях. Но постановщикам и актёрам удалость очертить масштаб гениальной личности, нарисовав штрихами важные исторические моменты, так или иначе повлиявшие на художника, для которого главным источником вдохновения всегда служила родная земля и сельская детвора.

Пожалуй, впервые в саранском театре кукол отважились на эксперимент, когда взрослых односельчан художника актёры играют живым планом, не скрываясь за «спасительной» ширмой. Евгений Пулов, не забывший своего солидного опыта на драматической сцене, тут органично перевоплощается в стареющего Федота Васильевича. Изящная Галина Максутова психологически безупречна в роли жены Сычкова. Кукольные персонажи появляются лишь в воспоминаниях живописца о собственном детстве и при его общении с соседской ребятнёй.

Особым колоритом насыщают спектакль национальные наряды. Здесь они не столько внешний этнический атрибут, но дают ощущение неповторимой народной самобытности, этакого яркого символа творческой радости, питавшей сердце гениального живописца.

А стихи поэтов серебряного века, уместно вплетенные в действие и звучащие из уст персонажей, позволяют почувствовать дух времени, эпохи перемен. Пригодились и выдержки из газеты «Красная Мордовия» за 1937 год, зафиксировавшей факт официального признания недюжинного дарования художника Сычкова. Их со слезами на глазах читает вслух Федот Васильевич.

Хореографический перформанс с белым полотнищем кольцует действие эффектной метафорой. Кусок белой ткани трансформируется, кружится, ломается. Так и художник, наполняет полотно своей жизни теми красками и оттенками цвета, какие соответствуют его мировосприятию.

Третьеклассники смотрели спектакль, не проронив ни звука.

— Нет, про Сычкова мы ничего не знали, — задумчиво, признались сидевшие рядом школьницы. – В театре много раз были. Но ничего похожего не видели.

Каким был на самом деле и каким получился на театральной сцене «Певец народной красоты»? Экспериментальный спектакль, приуроченный к 150-летия со дня рождения Федота Сычкова, широкой публике презентуют 28 и 29 ноября.

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости