10.7 C
Саранск
Вторник, 16 апреля, 2024

Двукратный чемпион «Кубка Мира» рассказал журналистам «ИМ» о своих мордовских корнях

Известный аккордеонист Александр Поелуев уже не впервые приезжает в Мордовию. В этот раз визит оказался довольно насыщенным. В первый день Александр провёл мастер-классы с начинающими музыкантами. Причем, это было не просто занятие, но своего рода наглядное методическое пособие для педагогов музыкальных школ республики. Кстати, сам Поелуев тоже несколько лет занимался преподавательской деятельностью. Но из-за плотного гастрольного графика, расписанного на год вперед, пока отказался от преподавания, поскольку «подготовке учеников требуется уделять максимум внимания». А в настоящее время много сил и времени уходит на поездки и подготовку концертов в разных регионах страны и за рубежом. 

— В прошлом году только в Китай летал на гастроли четыре раза, — уточняет Александр. 

— В Поднебесной настолько популярен аккордеон? 

— Очень. На Международном фестивале «Аккордеон Плюс» у нас в Ростове-на-Дону тоже выступали исполнители из Китая. И меня пригласили в Китай с сольными концертами. 

— В России, мягко говоря, нечасто организуются сольные выступления инструменталистов. Хозяева концертных залов у нас опасаются, что даже на виртуозов не удастся собрать публику. 

— В Китае, судя по всему, с этим проблем не возникает. К примеру, в Харбине я играл в зале на две тысячи зрителей. И пустых кресел там не было. 

— Ты концертируешь не только сольно, но выступаешь с разными исполнителями и коллективами. И как видно, у тебя масса предложений, приглашений. Однако не ошибусь, если скажу, что чаще всего известный аккордеонист Александр Поелуев дает концерты в Саранске. 

— С Мордовией у меня кровная связь. Хотя родился я в Ростове, но мой папа – родом из Мордовии, и в детстве я нередко гостил здесь у бабушки с дедушкой в Атемаре. Горжусь своим дедом Василием Ивановичем. В 18-лет он ушел на фронт, в августе1943-го получил множественные осколочные ранения. После почти пяти месяцев, проведенных по госпиталям, его комиссовали по инвалидности. Вернувшись домой, дед всю жизнь посвятил народному хозяйству, в 1970-1980-е годы возглавлял Президиум Верховного Совета Мордовской АССР. Но для меня он всегда оставался заботливым, внимательным, близким человеком. 

— А как в твоей жизни появилась музыка? 

— Мой папа в детстве очень хотел научиться играть на музыкальном инструменте. И ему даже раздобыли где-то трофейный аккордеон, но он оказался неисправный, и с учебой тогда не получилось. Папа закончил Рязанский техникум по радио-инженерной специальности и по распределению оказался в Ростове. Но, наверное, нереализованная детская мечта его не отпускала. И он отвел меня в шесть лет в музыкальную студию при детском клубе «Орлёнок», где я параллельно занимался в кружках выжигания по дереву, рисования на стекле, даже пытался освоить духовые инструменты. В общем, много чего перепробовал. А через три года я уже поступил в детскую музыкальную школу им. Чайковского к замечательному педагогу Инне Николаевне Пилипенко. 

– Именно она повлияла на твой профессиональный выбор? 

— Да, Инна Николаевна не просто учила технике игры. Она умеет стимулировать в учениках стремление к творческому росту. Это я понимаю теперь, накопив уже немалый собственный опыт. Инна Николаевна не ограничивалась только уроками, подготовкой учеников к экзаменам. Она организовывала нам встречи с признанными профессионалами-виртуозами, общение с которыми тоже имело пользу, старалась и находила для нас возможность выступить на публику – будь то конкурсы, фестивали, концерты. Когда ты выходишь на сцену, видишь, как твое выступление действует на зал, как реагируют слушатели, осознаешь, что значит твое искусство, и хочется играть лучше. 

— А в каком возрасте тебе удалось добиться первого признания? 

— Признание – это громко сказано. Но в 12 лет я выиграл свой первый конкурс. 

— И уже тогда решил, что станешь профессиональным музыкантом? Признайся, в детстве никогда не возникало мысли бросить музыку? 

— Нет, иногда, изредка накатывала лень, не хотелось заниматься, но желания совсем бросить – не возникало! После музыкальной школы я уже точно знал, что продолжу образование в Ростовском училище искусств, а после первого курса перевелся в Московский колледж им. А. Шнитке, окончил музыкальный институт, а затем Российскую музыкальную академию им. Гнесиных. 

– Если не ошибаюсь, в Саранске свой первый сольный концерт ты играл как раз будучи студентом Гнесинской академии. 

— Да, в 2002 году я учился на четвертом курсе и инициатор международного фестиваля «Декабрьские дивертисменты» Ирина Галкина предложили выступить в Саранске с сольной программой. Для меня это было неожиданным и очень приятным приглашением. 

— А тот год стал для тебя особенно знаменательным. Именно в 2002-ом впервые в истории Кубка мира среди аккордеонистов тебе удалось завоевать главную награду этого творческого состязания сразу в двух номинациях. Насколько серьезной была конкуренция? 

— За победу в Копенгагене боролись исполнители из разных стран Европы, Азии, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки и т.д. Причем, на жеребьевке мне достался не особо удачный первый стартовый номер. 

— Но, судя по победному результату, наоборот – он оказался очень даже успешным. Обладателя кубка активнее приглашают на гастроли в разные страны, на престижные концертные площадки. Ты теперь сотрудничаешь с разными признанными в мире музыкантами. 

— Мне интересно экспериментировать в творчестве. При поддержке городского Управления культуры города с 2010 года в Ростове мы проводили международный фестиваль «Аккордеон Плюс». А в 2016-ом мы впервые в России принимали международный Кубок мира среди аккордеонистов, в котором участвовали музыканты из 17 стран пяти континентов. Еще организуем зрелищный проект «Аккордеон Шоу», пользующими популярность у широкой публики. 

— А саранские музыканты в нем не участвуют? 

— Пока нет. Хотя, на мой взгляд, в Мордовии заметны позитивные перемены. Виден прогресс исполнительского мастерства и интерес молодых музыкантов к инструментальному искусству. Насколько знаю, несколько выпускников Саранского музучилища, с кем мы раньше мы общались на матер-классах, поступили в столичные музыкальные вузы. 
Думаю, для большего развития творческого потенциала в Мордовии нужно проводить больше конкурсов, организовать свой фестиваль. И талантливые исполнители обязательно проявят себя. 

— Твоя супруга Лиза тоже музыкант, а у вашего сына, которого назвали Вовой, наверное, в честь твоего папы, творческие наклонности проявляются? Он не пробует играть на родительских инструментах – папином аккордеоне или маминой гитаре? 

— Он пробует играть на всем, до чего дотянется! — смеется Александр.- В пятимесячном возрасте уже пробовал жать на клавиши домашнего синтезатора и получал от этого невероятное удовольствие. Понятно, в его 2 года 7 месяцев еще просто не по силам справиться с настоящим инструментом. Но у него уже есть свой игрушечный аккордеон, и сын охотно примеривает на себя роль артиста.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости