В культуру она попала довольно неожиданно для себя, по воле обстоятельств. После школы, как и многие в юности, отправилась за хорошей жизнью в город. Поступила в Ивановское медучилище, а вечерами работала на мебельной фабрике. Но все равно тянуло в родные края. Приехала как-то навестить родных, тут её и приметил местный парень Иван Ендолов. Он сразу понял: именно такая жена ему нужна, как эта добродушная Валя с искренней солнечной улыбкой и искрящимися задором глазами.
В общем, в город она уже не вернулась. Правда, ставки для дипломированной медсестры в деревне не оказалось. Ладно, переживем – решила и устроилась работать в колхоз. Ни свет ни заря бежала на ферму, а вечерами ещё хватало сил и энтузиазма репетировать в местном клубе. А вскоре там появилась вакансия, её и предложили Валентине. Да, петь она любила и умела, но её смущало отсутствие специальной профильной подготовки.
— Ничего, научишься, — успокоил жену Иван, — всё у тебя получится.
Он трудился механизатором. Вместе с Валей и с делами по дому быстро управлялись, а в клубе Иван помогал жене в качестве аккомпаниатора. Он самостоятельно, ещё до срочной службы в армии, освоил игру на гармошке и балалайке.
«Тетя Валя ставит концерты»
В общем, с благословения мужа Валентина поступила в Республиканское культпросвет- училище на заочное отделение. Но каждые полгода ездила сдавать экзамены и зачеты, и параллельно, вернее – беспрестанно, оттачивала навыки клубного руководителя на практике.
Кстати, пока в здании клуба проводили ремонт, краснонивцы собирались дома или во дворе у Ендоловых. Разучивали песни и танцы, готовили концерты к разным праздникам. Подросткам особенно нравилось участвовать в различных инсценировках, которые тоже ставила «тётя Валя». Деревенская ребятня даже завидовала детям Валентины Петровны и Ивана Ивановича – у них всегда так интересно, весело! Кстати, муж никогда не возражал против подобных домашних «творческих посиделок», напротив, сам регулярно присоединялся к процессу.
Более того, он ещё и плакаты писал, и всевозможную «наглядную агитацию» рисовал. Даром что изобразительному искусству Иван Ендолов специально нигде не учился, но, наверное, Господь щедро наградил его творческими способностями.
Причем кипучая деятельность Валентины не замыкалась стенами клуба. Отлично зная специфику колхозной работы, огромную занятость тружеников, она старалась создавать творческий настрой непосредственно на рабочих местах. Оформляла красные уголки на животноводческой ферме, в страду организовывала выступления самодеятельных артистов непосредственно в поле, на току, в машинно-тракторных мастерских.
Артистическая семья
В клуб краснонивцы спешили, чтобы отдохнуть душой и поделиться с другими своими мыслями и чувствами. Устраивали праздники, чествование передовиков производства. Да просто, чтобы послушать и спеть вместе всеми любимые песни под аккомпанемент местных виртуозов-гармонистов – бригадира комплексной бригады Григория Куманева и шофера Ивана Ендолова, верного спутника и помощника Валентины Петровны во всех творческих начинаниях.
К слову, сами Ендоловы служили завидным образцом дружной творческой семьи. Не только Валентина Петровна и Иван Иванович, но и сын Юра, и дочки Галя и Люда с раннего детства охотно пели и плясали и всегда участвовали в концертах.
Старшие Ендоловы сами придумывали и шили костюмы для деревенских артистов, младшие помогали родителям разукрашивать наряды узорами.
И сценарии праздничных концертов, представлений, тематических вечеров Валентина Петровна каждый раз писала сама. Это сейчас все, что нужно, несложно найти в Интернете. А тогда завклубом ночами штудировала соответствующую литературу, журналы, она их специально выписывала. Однако для краснонивцев сочиняла оригинальные программы с учётом местной специфики и своих, деревенских героев. Зато такие представления отличались особой эмоциональностью и находили отклик у зрителей.
Всегда готова помочь
Уйдя на пенсию, Валентина Петровна заботливо делилась своим опытом с молодыми коллегами.
— Она накопила богатейший запас практических навыков и старалась мне помочь, подсказать, как что организовать, какой репертуар подобрать, — рассказывает преемница Валентины Петровны Марина Ендолова. – Я сама из соседнего села, но знала о кипучей культурной жизни в Красной Ниве. По профессии я педагог начальных классов, вышла здесь замуж и преподавала в школе. Валентина Петровна предложила мне поработать в клубе. Опекала, показывала, объясняла. Они с супругом ещё многие годы дуэтом выступали от нашего района на Республиканском фестивале-конкурсе «Играй, гармонь!», пока Иван Иванович не слег. Он тяжело болел, однако до последнего не расставался с музыкальным инструментом, на больничной койке шутил, мол, мне мою гармошку поставьте вместо памятника.
К сожалению, год назад, в мае Ивана Ивановича не стало. Валентина Петровна теперь переселилась к старшей дочери. Но постоянно интересуется, как да что происходит в Красной Ниве. В сентябре приезжала в Большое Игнатово на открытие модернизированного Центра культуры, радовалась, что в райцентре появился современный очаг культуры. Зато заложенные Валентиной Петровной и Иваном Ивановичем традиции не забываются, зажженный ими творческий огонь не угасает. По-прежнему в краснонивском клубе для задушевного общения собирается стар и млад. Участники детского драматического кружка ставят новые инсценировки, показывают их не только у себя в Красной Ниве, но и на районных смотрах.
Родные дети Ендоловых, повзрослев, выбрали для себя практичные земные профессии. Хотя доставшееся от родителей творческое начало в них тоже не затухает.
К примеру, Юрий, как и отец, всю жизнь крутил баранку в сельхозпредприятии. Некоторое время назад перебрался в Саранск, но каждые выходные спешит в Красную Ниву навестить родительский дом. А ещё обязательно в клуб, на репетицию. Он тоже играет на гармошке и сейчас вместе с краснонивцами готовит новую концертную программу.
Мила МЕЛЬНИКОВА