Уже в предстоящие выходные, 8 и 9 ноября, саранская публика увидит премьеру балета о судьбе легендарного флотоводца, святого праведного воина Феодора Ушакова.
Театр оперы и балета им. И.М. Яушева осмелился осуществить хореографическую постановку, основанную на биографии героического российского военачальника, чья жизнь была тесно связана с Мордовией.
Приступая к работе с саранскими артистами, балетмейстер Антон Дорофеев говорил о желании языком пластики показать характер Фёдора Ушакова, человека чести, совести, всецело посвятившего себя служению Отчизне. А также создать образ водной стихии и напряженную атмосферу морских боевых сражений.
При этом особая ответственность легла на художника по костюмам Светлану Тундавину и специалистов театральных пошивочных мастерских.
— С одной стороны, перед нами стояла задача передать шарм той эпохи, с другой, всё-таки необходимо учесть жанровую специфику спектакля, — рассказала Светлана. — Прежде чем взяться за эскизы сценических костюмов, я перелопатила кипу различной литературы, изучая особенности кроя одежды XVIII века, в том числе офицеров и кадетов Военно-морского флота. Мы обращались за консультацией к сотрудникам Республиканского краеведческого музея им. И.Д. Воронина, изучили образцы аутентичной одежды, имеющиеся в музейной коллекции. И уже в процессе пошива неоднократно созванивались, уточняли различные мельчайшие детали.
— Мы с предельной щепетильностью в тесном контакте с хореографом-постановщиком и сценографом Алексеем Тарасовым отбирали ткани и цветовую гамму для костюмов и бальных платьев, и оптимальную длину подола – чтобы она не противоречила моде того времени, но и не мешала выразить хореографический образ. Выверяли, какими камушками расшить наряды императрицы и камзолы князя Потемкина. Даже пуговицы для офицерских мундиров искали специальные, с якорями.
Понятно, использовавшиеся три века назад аутентичные ткани – парча, сукно и т.п., для балетной постановки неприменимы. Всё-таки балетная техника требует, чтобы и костюм не стеснял, не ограничивал свободы движения исполнителей, которые «говорят» телом, — объясняет Светлана Тундавина. – То же самое касается обязательных в светском обществе эпохи Екатерины II пышных париков и головных уборов. Нам важно было сделать их максимально приближенными к историческим, но не слишком громоздкими, чтобы они не скрывали эмоции на лицах исполнителей.
Однако, к примеру, мужские головные уборы двууголки, или бикорны, мы шили в точности по крою того времени, до миллиметра соблюдая параметры длины, высоты, полностью повторили исторический декор: попроще – у кадетов морского корпуса, богаче, респектабельнее – у адмирала.
При этом спектакль получился достаточно густонаселенным. В постановке «Фёдор Ушаков» занята практически вся балетная труппа. Кроме того, образы Екатерины Великой и князя Григория Потёмкина создают в балетном спектакле вокалисты Ирина Пережогина и Евгений Баландин. А партии детских персонажей и отрока Феди Ушакова исполнят воспитанники Республиканской хореографической школы. Всего получается около ста действующих лиц.
А с учетом того, что спектакль играют разные составы исполнителей, и каждому шьётся персональный сценический гардероб, то специалисты пошивочных мастерских в предельно сжатые сроки изготовили более 200 комплектов костюмов, париков и головных уборов.
Напомним, музыку балета «Фёдор Ушаков» написал московский композитор Ерджаник Оганесян, хореограф-постановщик – санкт-петербургский балетмейстер Антон Дорофеев, сценограф – Алексей Тарасов.
Постановка осуществляется при грантовой поддержке Российского фонда культуры по федеральному проекту «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья».
Для саранского балета «Фёдор Ушаков» изготовили более 200 исторических костюмов




