Два премьерных показа постановки Александра Вельмакина по пьесе «Прощание в июне» Александра Вампилова, судя по кардинально противоречивым отзывам, не на шутку взбудоражили местную публику.
Кто-то счёл историю с отчислением студента из университета за драку и послевузовское распределение – анахронизмом, непонятным сегодняшним зрителям. Другие, привыкшие к сериальной жвачке, раздробленной постоянными рекламными вкраплениями, просто не готовы следить за психологическим сюжетом и выслушивать монолог незадачливого коммерсанта Золотуева, за взятку ревизору отсидевшего десять лет на Индигирке, которому просто некому высказать наболевшее.
Хотя пьеса Вампилова, где комическое переплетено с трагическим, очень даже созвучна мыслям и чувствам современников, даром, что написана 60 лет назад.
Александр Вельмакин, сделав ставку на молодых актёров и задействовав четырёх опытных, титулованных артистов, стирает визуальные маркеры времени. Минимум атрибутов – вневременные столы, стулья, ящики, абстрактный садовый инвентарь. Зато ничто не отвлекает от персонажей, между которыми и внутри которых – надо отдать должное актёрам – кипят страсти.
Известно, что драматург несколько раз переделывал эту пьесу, менял коллизию, добавлял и удалял персонажей. Не будем сравнивать различные редакции. Саранский спектакль всё-таки получился больше о любви. Разной. Случайно вспыхнувшей между 19-летней Татьяной и пятикурсником Колесовым, столкнувшимися весной на автобусной остановке. Бурной, импульсивной – между ещё не готовыми идти на супружеский компромисс Машей и геологом Букиным, не осознающим, как совмещать мужскую, вернее, бесшабашную юношескую дружбу с семейной жизнью. Любви долгой, безответной, заставляющей молча страдать и мучиться биолога Фролова, как это точно и последовательно проживает на сцене Александр Борзов.
И зрелой, тихой между Владимиром Репниковым (Игорь Дьячков) и его заботливой женой (Каролина Качмазова), которая кротко держится в тени, терпеливо сдерживая свои амбиции и мнения, чтобы муж рядом с ней чувствовал себя гением.
Да, ещё у каждого есть цель. Девушки всё-таки мечтают о замужестве. Золотуев Алексея Тимина — внешне нелепый и даже жалкий, но с червоточинкой – одержим желанием накопить громадную сумму, чтобы тот самый ревизор всё-таки её взял.
Ректору Репникову просто хочется, чтобы все, как жена, ему безропотно подчинялись. А Колесову – заниматься наукой. Но тут по стечению обстоятельств ему приходится выбирать – либо чувства, либо наука, либо верность принципам, либо согласие на диктуемые кем-то условия.
Взаимоотношения и характеры героев акцентируются цветовой гаммой и кроем костюмов, предложенных художником Юлией Волковой. Они не стилизованы под моду конкретного периода, но дают понять, кто кому друг или просто случайный «товарищ по несчастью».
Звучащие в спектакле музыкальные треки – от Булата Окуджавы, до хита конца 1980-х «На заре» рок-группы «Альянс» и попсы «Ласкового мая» — тоже размывают конкретные хронологические рамки. Оно и понятно, по большему счету, люди, их взаимоотношения не претерпевают заметных изменений, несмотря на разные социальные обстоятельства и т.п.
Объёмность спектакля создается световой палитрой с проецированием неоновых кардиограмм то красных, то синих (художник Владимир Пивовар).
Коротенькое видео бракосочетания, снятое в узнаваемых интерьерах реального саранского Загса, забавное, но откровенно раздражает низкое качество звука. Что при желании, конечно, вполне поправимо.
Видео с крупными планами позволяет зрителям, сидящим далеко от сцены, рассмотреть лица героев, и чисто технически отвлекает публику от происходящей на полутёмной сцене перестановки атрибутов.
Колесова и Таню в одном составе играют Денис Михеев и Валерия Надеева, в другом – Руслан Абитов и Мария Феоктистова.
В пёстрой весёлой студенческой компании почти без изменений заняты молодые актёры Артём Кузнецов, Риана Бикмурзина, Александра Маркова, Анастасия Адушкина, Артём Байгунов, Никита Феоктистов. Кроме, исполнителей роли Гомыры и Маши. В одном случае друга Букина играетДенис Кручинин, в другом – Денис Котлов.
Невесту Букина Машу — Виктория Нестерова и Полина Гладкая.
При этом получаются две разных истории. Лично я не могу выбрать, какая лучше. Посмотрела обе. И, пожалуй, пойду ещё не раз.
Спектакль Александра Вельмакина «Прощание в июне» — та комедия, где есть над чем посмеяться и подумать. О себе. Каждому.