«Известия Мордовии» рассказывали о проекте регионального Союза художников «Лаборатория традиционного искусства», который получил финансовую поддержку Фонда президентских грантов. Опытные саранские мастерицы Людмила Лёвина и Ольга Малаева предложили желающим освоить тонкости традиционных национальных рукоделий.
Правда, инициаторы проекта не подозревали, что желающих окажется намного больше, чем изначально предполагалось. Хотя в последнее время этнический стиль завоевывает всё большую популярность в мировой и отечественной фэшн-индустрии. И среди охотников овладеть секретами эрзянской и мокшанской вышивки, художественного ткачества, вязания, бисероплетения оказались увлечённые рукодельем энтузиасты самых разных возрастов – школьники, студенты, пенсионеры, дипломированные математики, филологи, экономисты, юристы.
Кстати, их ничуть не смущало, что занятия приходилось посещать по выходным, то есть, в свободное от уроков, лекций и работы время. Мало того, многие ещё и дома продолжали трудиться над своими изделиями. А для тех, кто не попал в число очных участников, видеозаписи офлайн-занятий организаторы разместили на интернет-ресурсах проекта.
Связующая нить времён и поколений
8 июня в Музее Эрьзи открылась небольшая экспозиция «Традиции +». На ней демонстрируются оригинальные произведения участников проекта и работы их наставниц – бисерные аксессуары, тканые гобелены и панно, пояса и сумочки, расшитые мордовским орнаментом современные наряды, украшенные наборным швом полотенца, а также аутентичные предметы этнического декоративно-прикладного творчества из музейного собрания.
— Наш проект задумывался, чтобы опытные мастера не просто помогли современным авторам освоить технику разнообразных старинных этнических ремёсел. Не менее важно сохранить историческую память, заложенную нашими предками в народном искусстве, — подчёркивает куратор «Лаборатории…» Наталья Челмакина. — Ведь, как верно сказал австрийский композитор Густав Малер: «Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу». Это нить, которая сшивает полотно времен, эпох, поколений.
«Нарядиться как мордовка» — теперь модно!
— За четыре месяца просто невозможно вышить национальным орнаментом, допустим, рубаху или сплести из бисера мудрёное нагрудное мордовское украшение, тем более тому, кто раньше этим никогда не занимался, — замечает Ольга Малаева. – Поэтому на нашей выставке есть даже несколько работ, которые курсанты ещё будут доделывать. Главное – мы убедились, что и сегодня есть немало тех, кто интересуется традиционным национальными искусством, хочет этим заниматься. Многие признавались, что мечтают создать для себя наряд по этническим мотивам. Фраза «Нарядиться как мордовка» теперь звучит по-настоящему гордо!
— Вообще-то наш проект не завершен, — уточнила Людмила Лёвина. — На основе накопленных практических наработок мы подготовим и выпустим иллюстрированное методическое пособие по традиционным видам национального творчества.
К слову, тираж этого пособия инициаторы проекта бесплатно передадут в профильные учебные учреждения, музеи, этно-центры Мордовии и других регионов.
Наряд для торжества своими руками
Больше всего меня поразило, что на занятия еженедельно собирались не только саранские умельцы. Несколько человек приезжали даже из районов – Чамзинского, Рузаевского… Самую юную, 10-летнюю Машу Азрапкину из пригородного п. Озёрный каждую субботу привозила мама и заодно вместе с дочкой на практике постигала секреты национального рукоделья.
И ещё. Конечно, вышивкой и тому подобным увлекаются в основном представительницы прекрасной половины. Но в грантовой «Лаборатории…» участвовали Максим Зайцев и Артём Мелешин. Они учатся на отделении среднего профессионального образования местного Института национальной культуры. И оказывается, не только ловко управляются с ткацким станком и резцом (это традиционно мужские ремёсла), но и…плетут изящные кружева на коклюшках.
Есть на выставке и «Костюм по народным мотивам» подросткового размер. 14-летняя Людмила Унгер готовила его не просто как выпускную работу.
– Думаю, такой наряд вполне можно надеть на какое-нибудь торжество, — считает школьница. – Хочу ещё вышить для себя праздничную рубаху. Технику национальной вышивки нам преподавали в художественной школе. А на проекте мы также узнали и историю костюмов, и значение отдельных элементов и т.д.
Вдобавок к расшитому национальным орнаментом платью она сплела из бисера симпатичное ожерелье причудливого узора и налобное девичье украшение. А всего на экспозиции 5 работ юной мастерицы. Однако четыре из них, призналась Людмила, она сделала ещё до участия в проекте. Над платьем в общей сложности трудилась около года, на изготовление монисто ей потребовалось два месяца. В общем, понятно, насколько это кропотливая и трудоёмкая задача.
Узнать новое! Обрести утраченное!
Ещё несколько масштабных работ в этническом стиле создала Ольга Трусова. По национальности она – русская, по профессии – экономист. Но всегда занималась рукодельем – вязала, вышивала. Для души.
— Решила поучаствовать в проекте, чтобы освоить новое для меня национальное направление. Заодно с удовольствием поближе познакомилась с историей богатейшего декоративно-прикладного наследия мокшан и эрзян, — объясняет Ольга Петровна.
Кстати, кураторы не скрывают восхищения Трусовой: «Она – настоящий талант! А как быстро и увлечённо работает! Ради этого и стоило затевать такой проект. Сами участники нас вдохновляют».
— Мои предки в 1950 годы уехали из Мордовии в Сибирь. Поэтому я росла, не зная ни национальных обычаев, ни языка, — призналась живущая в Рузаевке Елена Масанова. – А мне очень хотелось обрести то, что ими было утрачено, сделать для себя какое-нибудь мордовское украшение. И когда в интернете увидела информацию о «Лаборатории традиционного искусства», я сразу подала заявку.
Дипломированный юрист Наталья Нечаева и раньше шила, вязала одежду и игрушки для троих дочек, мастерила разные симпатичные сувениры. А тут сначала возникло желанием – попробовать сделать куклу в мордовском стиле. И уже в процессе «лабораторных» занятий её настолько затянул этнический омут, что захотелось и полотенце вышить по всем правилам, и костюм, и бисерное украшение сплести. Глядя на околдованную творческим азартом маму, и дочери тянуться к рукоделью. Такое оно, настоящее искусство – прекрасное и по-хорошему заразное. Вернее, та самая связующая нить времён и поколений.
Оценить воочию результаты труда участников творческого проекта и их наставниц, а заодно сравнить старинные этнические наряды из «золотой» коллекции декоративно-прикладного народного искусства Музея Эрьзи и воплощение национальных традиций в произведениях современных авторов можно на выставке «Тридиции+». Она будет работать по ул. Коммунистическая, 61 до 11 июля.