«Мёртвых сезонов» в Музее Эрьзи не бывает. Даже в июльскую жару на вернисаж выставки «Интеллектуальный реализм» братьев Дмитренко пришло несколько сотен человек. А сами авторы запросто общались с каждым, будто давно близко знакомы с жителями Саранска.
Да, в столицу Мордовии они уже приезжали пару лет назад «на разведку». И не только, чтобы обсудить с администрацией музея детали проведения выставки. Они несколько дней ходили по улицам, писали этюды. «Чтобы лучше почувствовать местную атмосферу», — говорят художники. И в результате написали две новые картины, которые теперь предложили вниманию саранской публики.
А всего на экспозиции, развернувшейся в главном здании Республиканского музея изоискусств, 50 работ, включая крупноформатные полотна братьев Дмитренко и иллюстрации двух монументальных произведений, созданных их родителями в 1970-1980 годы. Объёмной фрески «От Аристотеля до Эйнштейна», украшающей стены Киевского Политехнического института, и выполненного в технике ручного ткачества для Луганского Дворца профсоюзов шерстяного гобелена «Берегите планету» размером 450 на 300 метров.
— Мама с папой познакомились, когда учились в Львовском институте прикладного и декоративного искусства. И всю жизнь работали вместе, — пояснил старший из братьев Андрей.
К слову, их мама, Татьяна Николаевна родом из соседнего с Мордовией города Горький, теперь – Нижний Новгород. Папа, Любомир Иванович родился в приграничном с Украиной польском селе Сколошив. Долгие годы они жили и трудились в советской Украине. И сыновей, родившихся в Киеве, воспитали в лучших традициях советского патриотизма.
Причём, прежде чем поступить в Санкт-Петербургскую академию имени Ильи Репина, сначала Андрей и Николай окончили профильные учебные заведения в Киеве, работали в области станковой и монументальной живописи, создавали витражи, панно, храмовые иконы. Но затем оба поступили в старейший Российский академический художественный вуз. И за последние полтора десятка лет город на Неве стал родным для семьи художников Дмитренко.
На экспозиции как раз произведения, датированные 2010–2025 годами.
На вернисаже братья уточнили, что каждую работу пишут, конечно, по отдельности. Тем не менее, в творческом процессе так или иначе участвуют оба – от обсуждения идеи, концепции будущей картины до внесения определённых финальных штрихов в почти готовое произведение.
Хотя, глядя на картины и слушая авторов, вряд ли кому удастся вычислить, кто из них автор того или иного полотна.
Да это и не столь важно. «Интеллектуальный реализм» братьев Дмитренко привлекает, с одной стороны, безупречным профессиональным мастерством, с другой – заложенным в живописные «высказывания» смыслом. Их работы напоминают импрессионизм с его мгновенной фиксацией момента и одновременно отсылают к выразительным средствам фотографии и киноискусства.
Каждая картина, как стоп-кадр, показывает нам фрагменты окружающей нас действительности, где смешались реальные и виртуальные миры и, поддавшись цифровой пандемии, переключив внимание на всевозможные гаджеты, мы перестаём видеть и слышать друг друга.
Эффект «случайного момента», когда авторы выписывают, к примеру, шагающие через подземный переход ноги или изящную кисть женской руки, намеренно оставляют «за кадром» фигуру, стимулирует зрительскую фантазию мысленно дорисовать, додумать сюжет, а главное – напоминает, что настоящая реальная жизнь продолжается там, за рамками полотна, созданного художниками.
При этом, в картинах братьев Дмитренко чувствуется светлая грусть и добрая ирония, и позитивный настрой на будущее.
Открывая экспозицию «Интеллектуальный реализм», директор музея Людмила Нарбекова заметила, что очень немногие художники готовы так тесно взаимодействовать с посетителями, как братья Дмитренко. Их выставка будет демонстрироваться в Саранске до 3 августа. И все желающие могут не просто посмотреть картины, но лично познакомиться с авторами, которые сами проведут экскурсию. Кроме того, Андрей и Николай с удовольствием пообщаются с начинающими коллегами, поделятся профессиональными секретами на мастер-классах.
А на вернисаже Андрей и Николай сделали приятный подарок хозяевам, передав в коллекцию музея свое, специально написанное к саранской выставке аллегорическое полотно «Мир Эрьзи», изобразив скульптора, словно вырастающего из дерева, черпающего вдохновение от природы и создающего собственные неповторимые шедевры.