28.2 C
Саранск
Пятница, 19 июля, 2024
spot_img

Андрей Анисимов: саранский «Худсовет» не ограничивается показами фестивальных спектаклей»

Саранск серьезно претендует на неофициальный титул театральной столицы. И дело не в количестве местных театральных коллективов, чьи спектакли пользуются спросом у публики.
8-17 сентября Мордовия стала хозяйкой фестиваля «Театральная осень», объединившего национальные драматические коллективы девяти регионов России. На октябрь запланирован XVII Международный форум театров стран ближнего и дальнего зарубежья «Соотечественники». Но сначала, с 27 сентября по 1 октября саранские зрители познакомятся с творчеством артистов, чьи спектакли включены в программу II Всероссийского молодежного театрального фестиваля «Худсовет».

Напомним, первый «Худсовет» был организован региональным отделением Союза театральных деятелей РФ при поддержке Президентского фонда культурных инициатив год назад. И практика подтвердила, что подобный формат одинаково интересен как для публики, так и для создателей современного театрального искусства.

Не случайно идея второго «Худсовета» также получила грантовую поддержку.

Чем нынешний форум отличается от первого и какие постановки увидят саранские зрители, «Известия Мордовии» решили узнать у руководителя проекта, председателя республиканского СТД Андрея АНИСИМОВА.

— Сразу хочу уточнить: наш форум не ограничивается только пятью днями и показом репертуарных спектаклей, которые участники «Худсовета» привезут в Саранске. По сути, подготовка к фестивалю началась ещё в начале лета. Мы организовали работу двух базовых лабораторий – драматургической и школы театрального блогера, — поясняет Андрей Анисимов. – Мы хотели приобщить широкую аудиторию к различным граням театрального процесса. Поэтому предложили тем, кто интересуется сценическим искусством и хочет научиться грамотно анализировать театральные постановки, пройти тренинг под руководством опытного московского журналиста, профессионального критика, основателя «Школы театрального блогера» Глеба Ситковского. Отрадно, что нашлось немало желающих, причем, среди людей разных возрастов. Вместе с Глебом Ситковским они отсмотрели два спектакля Мордовского национального театра, учились писать рецензии. Самые увлечённые и целеустремленные получат шанс апробировать полученные навыки уже на фестивальных представлениях, и надеемся, продолжат писать о театре в своих блогах и после фестиваля.

— Ещё одной важной частью «Худсовета» стала драматургическая лаборатория, которая также начала работать ещё летом. В качестве наставника мы пригласили Вячеслава Дурненкова, известного современного автора пьес и сценариев. Он несколько раз приезжал в Саранск, проводил занятия с теми, кто хочет попробовать себя в драматургии. Кстати, желающих тоже нашлось немало, более 30 человек, и не только среди местных жителей. На занятия к нам приезжала даже девушка из Ульяновска.

Понятно, некоторые в процессе отсеялись. Но большинство серьёзно занялись написанием пьес.
Признаюсь, драматургическую лабораторию мы включили в программу фестиваля с конкретным практическим прицелом. Театрам, да и публике сейчас не хватает свежего современного материала. А тут мы предлагаем авторам поделиться в пьесах своими мыслями, переживаниями. При этом их творческой свободы никто не ограничивает, единственно, в качестве основой темы задан посыл «Я + традиции».

— И что из этого вышло?

— Участники лаборатории ещё дорабатывают тексты своих пьес. Шесть лучших из них – по мнению наставника — во время фестиваля актёры презентуют зрителям в формате художественных читок. Кстати, моя коллега, актриса нашего национального театра Екатерина Ичайчева — дипломированный драматург, окончила сценарный факультет ВГИКа, но – так сложилось — пьес давно не писала. А тут у неё буквально за три для родилась новая, на злобу дня, пьеса «Команда Ж». Она и «Сказки бабушки Ады» Елены Новичковой, ещё одной участницы драматургической лаборатории, получили «добро» Вячеслава Дурненкова, и уже были зачитаны публике в начале сентября.

Эскиз инклюзивной «Золотой рыбки»

— В прошлый раз «Худсовет» удивил публику экспериментальными эскизами к спектаклям с участием профессиональных актёров и людей, чья основная деятельность не связан с театром…
— И сейчас тоже действует творческая резиденция, правда, теперь в ином формате. Постановку эскизов, как и в прошлом году, осуществляет режиссёр Анна-Ксения Вишневская. Причём один из них – с актёрами Государственного театра кукол РМ по Пушкинской «Сказке о золотой рыбке» рассчитан на детей лишенных зрения. То есть, это необычный интерактивный спектакль, где незрячие ребята погружаются в сюжет, не только слушая текст, но и через тактильные ощущения. Художник Наталья Кочнева создала такие куклы, чтобы дети их сами трогали и чувствовали, к примеру, какая она, волшебная рыбка.

А с актёрами национального театра Анна-Ксения Вишневская готовит эскиз по произведению Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама».

Часть грантовых средств мы вкладываем в экспериментальные постановки, инвестируя в будущее. Оба эскиза мы также презентуем публике 27 сентября в день открытия фестиваля. Если они найдут отклик у зрителя, театры при желании могут включить их в свой репертуар. Как случилось с прошлогодним эскизом «Уезжаю – остаюсь», который теперь идёт на сцене Мордовского национального театра.

Нестандартный формат

— Но всё-таки нужно сказать об основной, зрелищной части фестивальной программы. Как организаторы отбирали спектакли, которые в итоге попали в афишу «Худсовета»?
— Отбирали в жарких спорах. Напомню слово «молодежный» в названии проекта не сводится к возрасту участников. Главное внимание мы обращаем на сами постановки, чтобы они раскрывали проблемы нравственного становления молодого человека в современном мире, его взросления, социализации.

В этом году мы получили более 80 заявок из разных регионов страны. Экспертам требовалось отсмотреть присланные видеозаписи и, чтобы вписаться в фестивальный регламент, ограничиться лишь десятью спектаклями. Открою секрет, решения принимались непросто. К примеру, нам хотелось вновь увидеть московский коллектив Школы драматического искусства, который тоже прислал заявку с постановкой по Островскому. С другой стороны, мы изначально задались целью – познакомить мясную публику с различными формами современного театрального искусства.
В итоге, в афишу включили 12 спектаклей – самых разных по теме и сценическому решению, в том числе, кукольный спектакль по повести Фёдора Достоевского «Кроткая» о сложности семейных взаимоотношений. Да, в этот раз в число участников «Худсовета» попало сразу два Тетра кукол. Второй коллектив — из Твери, покажет в Саранске невыдуманные истории «Про бабушек».
Фестивальная программа получилась довольно плотной, т.к., кроме, собственно, представлений, она также включает профессиональные мастер-классы для участников. Занятия по сценической речи проведёт актриса московского «Электротеатра Станиславский», преподаватель ГИТИСа, тренер речевых практик. Ирина Савицкова, тренинги по сценической пластике – режиссёр-хореограф, педагог ГИТИСа по сценическому танцу, магистр хореографического искусства Александра Рудик.

А фестивальные представления пройдут не только на сцене Национального и Русского драматического театров, в Театре кукол РМ, но и на площадке к/т «Россия», где теперь работает Молодежный театр на Булаке, и даже в отеле Radisson Hotel & Congress Center Saransk.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости