16.8 C
Саранск
Суббота, 15 июня, 2024
spot_img

Александр Пудин подарит Мордовскому краеведческому музею раритет от Солженицына

Как и обещалось, в Республиканском краеведческом музее им.И.Д. Воронина 1 февраля открылась экспозиция, посвященная 65-летию заслуженного деятеля искусств России, народного писателя Мордовии Александра Пудина.

Двойной юбилей

А вообще, этот год для Александра Ивановича вдвойне юбилейный. Хотя сам он несколько растерялся, когда возглавляющая региональное министерство культуры Светлана Баулина предложила организовать его выставку в Ворониниском музее, что о другой круглой дате просто не вспомнил. Всё же он больше ощущает себя драматургом, чьё творчество публика обычно воспринимает через сценическое прочтение.

— Честно, я не предполагал, что и как можно рассказать выставкой. И музейным экспонатом себя совершенно не чувствую, — признался  Александр Иванович журналистам «Известий Мордовии», которые знали его ещё и редактором своей газеты.

Так вот, спешим исправить упущение и уточнить: в этом году, кроме личного юбилея, отмечается 35 лет рождения драматурга Александра Пудина. Поскольку первую постановку по его пьесе «В пустом доме люди» в режиссуре Сергея Арцибашева на сцене Саранского русского драмтеатра зрители увидели в 1988 году.

А вообще-то началом своей литературной биографии сам Александр Иванович  считает 1975 год, когда журнал «Мокша» впервые опубликовал стихи скромного 17-летнего сельского паренька из зубово-полянской глубинки Саши Пудина, на тот момент учившегося в Саранском техникуме электронных приборов. Уже потом он поступил и окончил поэтическое отделение прославленного Московского литературного института им. А. М. Горького, успел поработать в республиканском книжном издательстве. В конце 1980-х-начале 1990-х вместе с единомышленниками создал и возглавил современный коллектив Национального мокша-эрзнского театра, который открылся спектаклем по его пьесе «Анахореты или угол для сирот» в постановке московского режиссёра Виталия Черменева.

Об этом и других виражах биографии — вопреки возникавшим у юбиляра сомнениям – как нельзя лучше свидетельствует экспозиция «Александр Пудин. Театр и не только…», развернувшаяся в одном из залов музея на ул. Саранской, 2.

«Театр и не только…»

Очень трогательно смотрятся снимки из семейного архива. Совсем маленького Саши, Саши-школьника, романтичного Саши-студента….  Фотографии его деда, бабушки, папы Ивана Ивановича, мамы Анны Михайловны, скончавшейся когда сыну не исполнилось ещё и года, и тихой односельчанки Марии Константиновны Топилиной, которая вместе с Иваном Пудиным воспитала осиротевших деток.

В других витринах – документы, свидетельствующие о трудовой биографии драматурга, публициста, общественного деятеля. Афиши и программки к спектаклям, поставленным по пьесам Пудина на сценах разных театров России и за границей, статьи о его драматургии и постановках, публиковавшиеся не только в нашей стране, но и зарубежных газетах и журналах. Книги произведений Александра Пудина, в том числе, изданный лет десять назад трехтомник его пьес.

Впрочем, с тех пор собрание его сочинений пополнилось ещё несколькими десятками новых произведений. И об этом также свидетельствуют афиши, программки, публикации.

Эпистолярные редкости

Есть тут и письма из личного архива. Одно из них первокурснику литинститута Саше Пудину прислал тогда уже признанный народный поэт Мордовии, фронтовик Илья Девин, своим аккуратным каллиграфическим почерком написавший по-отечески добрые пожелания начинающему коллеге.

На вернисаже Александр Иванович вспомнил о своей пьесе по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которую он прочёл ещё в полулегальном самиздатовском варианте. Пьесу поставили в Чите и пригласили Александра Исаевича на премьеру спектакля. В ответ Солженицын, живший в США, прислал молодому саранскому драматургу напечатанное на машинке своё несогласие, дескать, у него есть другие, театральные произведения, а «Один день…» — проза, и потребовал снять с репертуара и не играть на сцене «…Ивана Денисовича». Однако потом, к столетию нобелевского лауреата с благословения его вдовы в московском Театре на Покровке всё-таки поставили «Один день Ивана Денисовича» по пьесе Александра Пудина.

Зато раритетное письмо Солженицына теперь демонстрируется на юбилейной экспозиции Пудина, и Александр Иванович пообещал его передать в коллекцию краеведческого музея.

Неизвестное об известном

Кстати, в качестве раритетов у Александра Ивановича хранится табличка, висевшая на двери кабинета на 4 этаже Дома печати: главный редактор газеты «Известия  Мордовии», как и кумачовая лента с золотыми буквами «Почётный гражданин Зубово-Полянского района». Сейчас они соседствуют в выставочной витрине, которая рассказывает о жизненных вехах юбиляра, связанных с родной республикой.

Впрочем, наверное, для многих даже давно знающих Александра Ивановича юбилейная выставка преподнесёт сюрпризы. К примеру, лично для меня оказались открытием его музыкальные и спортивные таланты. Он не просто дружил и дружит с известными артистами и композиторами, но и сам отлично поёт и играет на баяне. А ещё, как выяснилось, с детства и до сих пор виртуозно загоняет футбольный мяч в ворота, что на выставке подтверждает «именной» комплект спортивной экипировки с номером «7».

Приятный подарок юбиляру на вернисаже преподнесли сотрудницы Саранской библиотеки им. С. Есенина, показавшие фрагмент инсценировки по его пьесе «В пустом доме люди», и солистка Мордовской госфилармонии Евгения, исполнившая песню «Мокшень крайне» на стихи Александра Пудина и музыку мордовского композитора Василия Родионова.

А гости Республиканского краеведческого музея могут поближе познакомиться с различными – творческими, человеческими, профессиональными ипостасями юбиляра, посетив до 8 марта выставку «Александр Пудин. Театр и не только…».

Для молодежи действует «Пушкинская карта».

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости