Воскресенье, 13 апреля, 2025

«А зори здесь тихие» растрогали саранских зрителей до слёз

К юбилею Победы режиссёр Дмитрий Крюков вместе с актёрами Мордовского национального театра выпустил свою сценическую версию по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Сюжет, казалось бы, давно известный по замечательному фильму, снятому фронтовиком Станиславом Ростоцким в 1972 году. Многие наверняка читали саму повесть. Да и театральные режиссёры неоднократно пытались рассказать историю, как старшина Васков с пятью девчоночками-зенитчицами, вступив в противостояние с вооружёнными гитлеровскими диверсантами, не позволил вражескому отряду приблизиться к железнодорожному разъезду.

Каждое поколение, разумеется, немного иначе воспринимает те события, случившиеся в мае 1942 года в Карелии с её сырой прохладной весной, где «воздух ввечеру сырой, плотный, а зори здесь тихие-тихие, и потому слышно аж за пять вёрст».

Постановщики современной саранской инсценировки намеренно абстрагировались от соответствия историческим реалиям. Фасоны обмундирования красноармейцев и немецких диверсантов, скажем так, чисто условные.

Аскетичная сценография с минимумом бутафории: пара табуреток, стол, три деревянные лавки и свивающие со штакетов канаты, превращающиеся то в частокол деревьев, то в непролазные болотные топи, через которые пробираются те самые девчонки во главе со старшиной.

Что охраняет назначенный комендантом разъезда Васков? Станцию, на которой, по сути, уже ничего нет. И поезда там останавливаются, и водонапорная башня разрушена. Он охраняет старый пакгауз, каждый день приходит и записывает в журнал, что всё в порядке. И просит командира на смену загулявшим солдатам прислать непьющих и не падких до самогона и женского полу. И получает в распоряжение десяток вчерашних школьниц. По-девчоночьи хихикающих, кокетничающих, по-детски взбалмошных. Сапоги с них сваливаются, форма не сидит, некоторые совсем мелкие, ростом чуть выше винтовки. Ну какие из них бойцы? Они ещё и пожить-то толком не успели.

Как бы между делом мы узнаём о судьбе каждой, что было до того, как они оказались на разъезде между постоянно обстреливаемой с запада Мурманской дорогой, ожесточёнными сражениями за морские пути на севере и борьбу советских частей за блокированный Ленинград на юге. У сержанта Риты Осяниной(туго затянутой ремнём на самую последнюю дырочку, так её играет Екатерина Исайчева) во второй день войны убили любимого мужа-пограничника.

У офицерской дочки красавицы Женьки Комельковой фашисты в упор расстреляли маму, сестренку и брата. Романтичная Соня Гурвич, которой влюблённый ровесник, уходя на фронт, подарил книгу Блока, готовилась в переводчики, но по стечению обстоятельств попала на курсы зенитчиц… Дебютировавшая в роли хрупкой Сони молодая актриса Василиса Гудожникова удивительно органична. Как и Кристина Павлова в роли пугливой, по-детски беззащитной Лизы Четвертак.

Дмитрий Мишечкин буквально на разрыв проживает трагедию своего героя, потеряв подчинённых, безжалостно в голос корящего себя: «Сейчас ладно, война идёт. А после войны поймёт кто-то, за что вы здесь умерли? Мы что, дорогу охраняли?» «Мы не дорогу, мы родину защищали», — твёрдо отвечает ему смертельно раненая Осянина.

Екатерина Исайчева произносит это без малейшего пафоса, на последнем выходе. Но её слова звучат подтверждением, что в нашем народе всегда есть люди, способные на подвиг в любой ситуации, если родина в опасности.

А проводником-повествователем в спектакле выступает рассказчик Евгений Благов. Он будто автор, делящийся с публикой воспоминаниями, но в финале оказывается повзрослевшим сыном погибшей Риты Осяниной, словно мостик, перекинутый из прошлого в современность.

И история 80-летней давности в нынешней непростой ситуации ещё острее откликается в душе россиян. Потому многие сидевшие в зале Национального театра зрители даже не пытались сдержать слёзы.

— Пронзительное до глубины души произведение Бориса Васильева, которое знает не одно поколение. Хорошо, что театр обратился к такому материалу. Думаю, такие спектакли необходимо почаще показывать, особенно молодежи, чтобы она лучше осознавала события отечественной истории, — поделилась с «ИМ» впечатлениями после премьеры исполняющая обязанности Председателя регионального Правительства Галина Лотванова.

— Практически без модных спецэффектов постановщикам удалось передать тревожную атмосферу военного времени. Девочки-актрисы настолько психологически проникновенны, что я плакал, — признался ещё один зритель Александр Леткин.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости