По данным Приволжского таможенного управления внешнеторговый оборот Республики Мордовия в 2017 г. составил 366 млн. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 27,3 процента. При этом экспорт вырос на 35,6% и составил 215 млн. долларов США. В первом полугодии 2018 г. тенденция роста экспорта сохранилась, за январь-июнь было экспортировано продукции на 133 млн. долларов США.
Республика экспортирует свою продукцию в 66 стран мира (в 2014 году – в 52 страны). И у нас высокотехнологичный несырьевой экспорт. За последние три года его объем увеличился в 3 раза.
Рост экспорта обеспечивается за счет поставок высокотехнологичной продукции собственного производства в страны дальнего и ближнего зарубежья – вагонов железнодорожных в Иран, на Кубу, в Казахстан и Узбекистан, кремниевых мультикристаллических пластин в Китай, фанеры в США, Германию, Нидерланды и ряд других стран, вторичных алюминиевых сплавов, черных и цветных металлов в Японию, Нидерланды, на Кипр, светотехнической продукции в страны Африки и ближнего зарубежья, оптического волокна в Китай, Австрию, Великобританию, Чехию, Польшу, Беларусь.
В 2017 году экспортировали продукцию 63 республиканских предприятия. Основные– это АО «Плайтерра» (фанера, в т.ч. ламинированная), его доля от всей экспортируемой продукции республики составляет 16%, ООО «Хелиос-Ресурс», специализирующееся на производстве компонентов для выпуска изделий солнечной энергетики, поставляет солнечные модули в Китай для сборки солнечных панелей, которые в дальнейшем используются для производства солнечных станций в России, более 14 % общереспубликанского объема экспорта, АО «Рузхиммаш» (железнодорожный подвижной состав и его части), более 11%, АО «Оптиковолоконные системы» (телекоммуникационное оптическое волокно), около 7%.
На экспорт работают не только крупные компании, но и представители малого и среднего бизнеса. При поддержке федерального бюджета в декабре 2016 года в республике создан Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. За этот период по линии Центра состоялись бизнес-миссии во Францию, Бурунди, Германию и Сербию, организовано участие предприятий в четырех международных выставках, проведены обучающие семинары по вопросам организации внешнеэкономической деятельности. В ноябре текущего годас целью проведения бизнес-встреч и продвижения мордовской продукции на экспорт Центром организуется участие делегации из Республики Мордовия в 36 Международной выставке-ярмарке в г.Гавана (Куба)
При содействии Центра поддержки экспорта Республики Мордовия в 2017 г. предприятия МСП получили общую поддержку на продвижение продукции на зарубежные рынки на сумму около 6 млн. рублей, в первом полугодии 2018 г. эта поддержка составила уже более 9 млн. рублей. При поддержке Центра былозаключено49 контрактов на поставку продукции за рубеж. При том 5 контрактов – экспорт IT услуг.
Немало важное значение для развития экспорта имеют меры финансовой и нефинансовой поддержки, оказываемые АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ):
Свыше 230 млн. рублей было предоставлено республиканским предприятиям на возмещение расходов при реализации экспортных контрактов. Активно пользуются экспортеры и услугами Росэксимбанка и страховой компании ЭКСАР, входящих в группу РЭЦ, по кредитованию экспортных сделок, страхованию кредита и краткосрочной дебиторской задолженности.
На региональном уровне экспортеры, ежеквартальная экспортная выручка которых составляет не менее 15 процентов от общей выручки организации, освобождаются от уплаты налога на имущество и налога на прибыль в части, зачисляемый в республиканский бюджет. Ежегодно данной льготой пользуются от трех до шести предприятий, в 2016 г. для республиканского бюджета это составило 63 млн. рублей.
Стратегическая задача для Республики Мордовия – дальнейшее увеличение объемов высокотехнологичного экспорта продукции (услуг) и активная работа по реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года». В семилетний период прогнозируется рост экспорта минимум в 2 раза.
Основная цель – ориентация промышленной политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности продукции республиканских производителей и расширение её присутствия на внешних рынках.