15.7 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

Эпидемиолог Михаил Чумаков: «Пандемия коронавируса продолжается»

Три года назад китайские ученые выделили вирус, вызывающий атипичную пневмонию. Ему дали название SARS-CoV-2, а болезнь, им порожденную, назвали COVID-19. С тех пор слово «Ковид» стало нарицательным, а наша жизнь изменилась насегда. О том, как сегодня выглядит пандемия Ковида и как с ней борется современная медицина, рассказал главный внештатный эпидемиолог Минздрава РМ, кандидат медицинских наук Михаил Чумаков.

— Впервые вирус SARS-CoV-2 был выделен три года назад. Что он представляет собой сейчас?

— Надо сказать, что коронавирус и атипичная пневмония бывали и раньше. Первая встреча случилась в 2003 году. Из Юго-Восточной Азии болезнь перебралась в Соединенные Штаты и в Европу, но в пандемию не превратилась. Но вот с Ковидом все было не так. В конце 2019 года его обнаружили. Впервые информация о новой болезни была оглашена в середине декабря, а в январе болезнь пошла по полной программе, вплоть до летальности. За три года вирус очень серьезно изменился. Сначала это был просто вирус SARS-CoV-2, потом пошли «альфа», «бета», «гамма». Самый тяжелый был штамм «дельта», появившийся в 2021 году. Теперь мы живем в эпоху «омикрона». Он обладает очень высокой контагиозностью и невысокой летальностью. Его основные симптомы присущи многим острым респираторно-вирусным инфекциям. Поражаются, прежде всего, верхние дыхательные пути. Кашель может быть, но только в случае, если болезнь поражает бронхи и легкие. Кстати, не исключено и развитие пневмонии. И Ковид ни в коем случае не стал безобидной простудой. При нем поражаются все органы и ткани. Страдает, в том числе и центральная нервная система.

— При «омикроне» пропадает обоняние?

— Пропадает, но менее выражено, чем при других штаммах. Все-таки он не так серьезно поражает головной мозг. Почему страдает обоняние? Вирус бьет, отнюдь, не по рецепторам, расположенным в носу. Страдают центры в головном мозгу, сбивается работа центральной нервной системы. У многих ощущение запахов или не восстанавливается, или работает со сбоями.

— А что с теми штаммами, которые появились после «омикрона»?

— Все эти «церберы а», «церберы б» и прочее — все это разновидности «омикрона».

— Ученые разгадали вирус Ковида? Можно предсказать будущие мутации?

— Был разговор, что, используя суперкомпьютер, пытаются смоделировать все разновидности SARS-CoV-2 и на основании этого создать универсальную вакцину. Получилось или нет — не знаю. Но пандемия продолжается. По России ежедневно заболевают 4,5 тысячи человек. В Мордовии уровень колеблется в пределах 17-20 человек в день.

— Режим лечения больных все такой же строгий?

— Да. Хотя, ковидных госпиталей в Мордовии осталось всего два: инфекционная больница и больница Каткова. Количество коек недавно опять сократилось до 60. После того, как мы открывали 2800 коек, этот результат впечатляет.

— Стал ли Ковид сезонным заболеванием?

— Было бы идеально, если бы он сформировал сезонность. Но пока все волны Ковида были привязаны к появлению нового штамма, а не ко времени года.

— За два года какая из вакцин показала наибольшую эффективность?

— Лидер среди вакцин был определен изначально — это Спутник V. Главные усилия были сосредоточены именно на этой вакцине. Работая с другими вакцинами, мы видели, что они не доходили до эффективности Спутника.

— А побочные действия?

— Побочных эффектов, в том виде, как их представляет большинство граждан, не было. Что является осложнением? Создатели, например, заявляют, что препарат следует с осторожностью применять при аутоиммунных заболеваниях. Делаем прививку, и у человека, к примеру, развивается сахарный диабет. Связан он с вакцинацией или развился сам? В мире, к вашему сведению, последние 15 лет наблюдается вспышка сахарного диабета, причем о вакцине в те годы и речи не было.

— Отслеживается влияние Ковида и вакцинации на болезни суставов, сердечно- сосудистой системы?

— Думаю, что такие работы ведутся, но полноценной статистики у меня нет. Все итоги пандемии мы сможем подвести только по ее окончании.

— После Спутника V появилась ли новая вакцина?

— Недавно в России специалисты Федерального медико-биологического агентства создали новую вакцину «Конвасэл». Она хороша тем, что сделана на основании ядерного антигена. На нее не будут влиять мутации оболочки вируса, так как она действует против стабильного ядра. Правда, мы в Мордовии с такой вакциной пока не работали.

— Как сейчас должна строиться система вакцинации?

— Есть два вида вакцинации: экстренная и рутинная. Так как пандемия продолжается, мы живем в условиях экстренной вакцинации и должны прививаться раз в полгода. Когда Ковид станет сезонным заболеванием или совсем уйдет, тогда наступит рутинный период и прививаться будет можно раз в год. Но и в нашем случае есть изменения. Если раньше мы прививались Спутником в два этапа, то сейчас мы прививаем одной дозой. Например, вы привиты в январе Спутником-Лайт, а это первый компонент вакцины. В июле вы можете привиться вторым компонентом.

— Можно ли обойтись и вовсе без прививок, если у человека высокий уровень антител?

— Вакцинацию против Ковида не стали включать в национальный календарь, и она не стала обязательной прививкой. Есть рекомендации: раз в полгода, одной дозой всем желающим.

— Есть ли опасность новой пандемии?

— Мы всегда жили, живем и будем жить в эпоху пандемий. Была гриппозная пандемия, ВИЧ, туберкулез. В средние века — чума. Потом пришла эпоха антибиотиков, мы немного разобрались с бактериями, но им на смену пришли вирусы. Разберемся с вирусами — придет кто-то еще.

— Вы можете прокомментировать сообщения об искусственном происхождении вируса SARS-CoV-2?

— Скажу только, что Всемирная организация здравоохранения поставила точку в этом вопросе — вирус имеет естественное происхождение.

— Чей опыт борьбы с пандемией оказался наиболее ценным?

— Некоторые страны, например, Швеция, хотели пройти по пути естественной иммунизации и решили: пусть все переболеют. Да, болеют-то все, а умирают пожилые. Население в Европе возрастное, поэтому у них смертность начала зашкаливать. Я думаю, что очень хорошо сработала именно наша система. Мы сумели организованно пройти через пандемию. Возьмем, например, оперштаб: разные властные структуры моментально решали любые вопросы.

— А китайский опыт?

— Их опыт повторить невозможно. Китайцы сразу начали с немыслимых по масштабу локаутов. Иммунитет их населения полностью сформирован на основе искусственных вакцин. Но вспышки все равно случаются, и им то и дело приходится закрывать огромные районы. Экономические потери при этом не поддаются подсчетам, а население должно иметь какую-то немыслимую дисциплину.

— Что полезного появилось в медицине за три ковидных года? Чему хорошему мы научились?

— Мы научились переформатировать наши стационары. Никогда такого не было, чтобы из районной больницы в сжатые сроки делали ковидный госпиталь! В марте у нас был первый случай Ковида, а в апреле больница Каткова уже была переформатирована. Это было очень ответственное решение — сделать ковидный госпиталь на базе больницы «Скорой медицинской помощи». Но это было правильное решение. Потому что Ковид — это такая беда, что она тянет за собой все недуги. Человек, заболевший Ковидом, может получить инфаркт, тромб, осложнение на почки. В инфекционной больнице, конечно, все хорошо, но там нет хирургов, неврологов и других узких специалистов.

— Есть ли сейчас инфекция страшнее Ковида?

— Я считаю, что хуже Ковида может быть только натуральная оспа. Мы ее, конечно, победили и почти уничтожили. Но в двух лабораториях — у нас и в Америке — хранятся штаммы этого вируса. Если что-то произойдет, урон будет на порядки страшнее, чем от Ковида.

— А грипп?

— Не думаю, что грипп принесет нам что-то новое. После Ковида говорить об опасности гриппа… Смешно.

Бояться не надо, надо быть готовым. Ковид показал, что у нас серьезная и устойчивая система здравоохранения, а наши медики иногда вели себя как настоящие герои.

Николай ВОЛОДИН.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости