Воскресенье, 6 апреля, 2025

Военно-морской роман уроженцев Мордовии 

Дочка кабаевского краснодеревщика 

Ни плюшевых мишек, ни миниатюрных машинок у послевоенной советской детворы не было.  

— Вместо игрушек мы с сестрой перебирали хранившиеся в картонной коробке погоны — с золотистыми лычками, пятиконечными звездами и громадными буквами «КФ», — вспоминает Евгений Демяшкин. 

Его мама Анна родом из дубёнского села Кабаево. Отца Ани, Ивана Агеева во всей округе уважали как мастера-краснодеревщика. Дочке высококлассного столяра, окончившей пять классов сельской школы, как барышне грамотной доверили ответственную должность – почтальона. А поскольку большинство односельчан в ту пору грамотой не владели, она не только разносила по домам корреспонденцию, но частенько и письма адресатам зачитывала, и писала под их диктовку ответы. 

Только платили в сельской глубинке гроши. И многие кабаевцы в 1930-е подались на заработки в далёкие края. Старший брат Анны – на Донбасс. А она с подругами – в Баку, который с начала ХХ века превратился в мировую столицу нефтедобычи.  
Три с половиной года Аня трудилась в городском отделении связи. А в июне 1941-го её мобилизовали в ряды Военно-морского флота. 

Когда приходит почта полевая, солдат теплом далёким обогрет 

Нет, хрупкая миниатюрная девушка не стреляла. Но она и её коллеги по военно-морской полевой станции обеспечивали доставку писем и другой корреспонденции бойцам, оборонявшим подступы к нефтеперерабатывающим предприятиям, снабжавшим горючим танковые и авиа-войска Красной армии, от гитлеровских захватчиков. И сражения в Закавказье, в том числе на Каспии и Чёрном море по накалу противостояния, как уверяют военные историки, не уступали битвам за Москву и Сталинград.  

— О военном периоде мама нам не рассказывала, — говорит Евгений Демяшкин. – Как-то призналась, что во время бомбёжек дважды тонула. Морякам ведь корреспонденцию доставляли по воде. А немцы без разбору лупили огнём по нашим судам. Из-за полученных ранений после войны маме дали инвалидность. 

Её полевая почта, дислоцировавшаяся непосредственного на линии фронта, работала круглосуточно, без выходных. Все четыре года. В обязанность почтальонам вменялось не просто своевременно доставить, но и в любых обстоятельствах не позволить пропасть письмам – под обстрелами, в огне и в воде. В мае 1945-го младшего лейтенанта А.И. Агееву наградили медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».  

Бравые морские офицеры и холостые матросы с интересом поглядывали на симпатичную, стройную Анечку, которая и в строгой флотской форме выглядела женственно, привлекательно. Но она ждала своего односельчанина Мишу. 

Кстати, Михаил Демяшкин из родного Кабаева уехал в Баку следом за любимой. Правда, серьезная Анна замуж не спешила. И неизвестно, чем бы завершился их роман. Однако война расставила все точки над «i».  

Мобилизовали их обоих в один день. Но фронтовые дороги разлучили Мишу с Аней на долгие четыре года. 

Связист артиллерийского спецназа 

Михаил служил связистом истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона, считавшегося элитным подразделением Красной армии. Их артиллерийский спецназ вёл бои за Нальчик, Ессентуки, Черкесск, сражался на Ставрополье, под Краснодоном, Луганском и Лисичанском, освобождал от гитлеровцев Керчь, Владикавказ, Краснодар, Кривой Рог, Молдавию, Румынию. 

— Отец иногда вспоминал подробности тех сражений, не акцентируя внимания на своих подвигах. 9 мая он надевал парадный пиджак с «ожерельем» из орденов и медалей вдоль лацкана, — говорит Евгений Демяшкин, показывая бархатную планшетку с родительскими наградами за ратные и трудовые заслуги. 

Да, связист Демяшкин в отличие от артиллеристов не наводил прицел, не стрелял из пушек. За что, спасите, его отмечали наградами?  

«В ходе наступления советских войск 20.08.44 южнее Тирасполя, тов. Демяшкин обеспечивал бесперебойную связь между пунктом командира батареи с огневыми позициями и пунктом командира дивизиона, – читаем в наградном листе, хранящемся в архиве Минобороны. – Во время артиллерийского наступления противник яростно обстреливал пункт командира дивизиона. Мужественный телефонист Демяшкин пять раз выходил на линию и под ливнем вражеского обстрела, рискуя собственной жизнью, в течение дня устранил 10 разрывов линии». 

Сколько было таких дней за четыре фронтовых года, он просто не считал. За бой под Тирасполем лейтенанту Демяшкину вручили Орден Славы III степени. А ещё раньше он заслужил медали «За оборону Кавказа» и «За овладение городом Одесса». Потом шли не менее ожесточенные сражения на территории Венгрии и Австрии. И сельский парень из мордовской глубинки, никогда не думавший попасть за границу, участвовал в освобождении населения европейских стран от фашистского ига, получив медали «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены», «За Победу над Германией» и Орден Отечественной войны II степени. 

После победного мая армейская служба лейтенанта Демяшкина продолжалась до конца апреля 1948-го. Но любимая Аня его дождалась. 

Музыкальные наследники  

Пышных свадебных торжеств они не устраивали. Просто младший лейтенант Агеева и лейтенант Демяшкин узаконили супружеский союз. Кстати, по окончании войны, несмотря на ранения и фронтовые контузии, оба оставались военнообязанными. 
В Баку в 1947-ом у них родилась старшая дочь Антонина. А получив разрешение на демобилизацию, Демяшкины решили перебраться из Азербайджана поближе к родной Мордовии. 

Михаила Тихоновича, как служившего в артиллерийской дивизии, направили в Алатырь, куда ещё летом 1941-го из Ржева эвакуировали предприятие, выпускавшее оружие и военную технику. Там Демяшкин и трудился механиком на Артиллерийском арсенале вооружения Главного Артиллерийского Управления. 

Сначала семье с ребенком выделили комнату в заводском бараке, без удобств и протекавшей крышей. Позже Демяшкиных уже с тремя детьми переселили в 2-комнатную квартиру с кухней, печкой и водопроводом. 

— Родители друг с другом всегда общались на эрзянском языке, — вспоминает их старший сын Евгений. – Нас с сестрой и младшим братом на лето отвозили к деду. 

Внучата были главной отдушиной для Ивана Алексеевича Агеева и его жены. Их младший сын Евгений, талантливый эрзянский поэт, писавший талантливые стихи, служил радистом артиллерийского полка. Сначала сухое казённой извещение сообщило близким, мол, «ваш сын пропал без вести». Позже удалось уточнить, что 21-летний сержант Евгений Агеев погиб в марте 1943-го под Сталинградом. Старший сын кабаевского краснодеревщика, лейтенант Иван Агеев начальник связи штурмового инженерно-саперного батальона погиб 16 января 1945 года в Польше. 

После войны фронтовики Демяшкины жили скромно, как, впрочем, и большинство соотечественников в ту пору. Но они всегда радушно принимали гостей. В их 2-комнатной квартире нередко собирались друзья, коллеги. Пели песни, под аккомпанемент Михаила Тихоновича – он ещё в юности сам научился играть на гитаре. Сыну Жене родители, не пожалев средств, купили хороший баян. Он, кстати, с медалью окончил среднюю школу, и на музыкальном поприще авторитетные специалисты пророчили ему отличные перспективы. Но во второй половине 1960-х у молодёжи популярными были инженерные специальности. И Евгений поступил в Харьковский институт автоматики и телемеханики.  

Зато его младший брат Вячеслав свою судьбу посвятил музыкальной профессии, более полувека преподавал и до сих пор работает в Саранском музучилище, специалисты называют его лучшим настройщиком инструментов в республике. 

А сын Евгения Михайловича – пианист, заслуженный артист Мордовии Дмитрий Демяшкин ещё в детстве заслужил мировое признание, неоднократно становился лауреатом престижных международных конкурсов. 

Дети и внуки бережно хранят память о своих героических защитниках. Черно-белые снимки и документы Анны Ивановны и Михаила Тихоновича. 

В краснофлотской книжке Ани Агеевой подробно расписано выданное вещевое имущество: шапка-ушанка, берет суконный, бушлат, тельняшки, юбка х /б, рубаха, воротник форменный, чулки х/б, чулки шерстяные, перчатки, туфли хромовые, бляха медная, галстук, бельё нательное, противогаз…А между последней страницей и корочкой – крохотная фотокарточка матроса связиста Миши Демяшкина. 

Михаил Тихонович никогда, даже на фронте, не курил. Но на память о военной молодости берёг кисет – небольшой холщовый мешочек с трогательной вышитой надписью «Привет бойцам» и цветочком. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости