В предвоенные годы среди сельских парней самой престижной была профессия тракториста. Окончив школу, выучился на тракториста и Михаил Климкин из села Савва Торбеевского района. Поработав на колхозных полях, он прибавил к своему возрасту лишний год и пришел в один из московских военкоматов и добровольно попросился на срочную службу в армию. Военком, конечно, засомневался в возрасте добровольца, однако, проявив уважение к гражданской позиции парня, направил его служить в бронетанковые войска.
«Свой я!»
Вспомнив этот эпизод из биографии дедушки, внук и тезка М.В. Климкина Михаил Валерьевич Климкин, тоже военный, рассказал, что начало Великой Отечественной войны Михаил Васильевич встретил в армии, и с первых дней был участником боевых действий. В составе 142-й танковой бригады, которая в январе 1942 года была преобразована в 5-ю отдельную гвардейскую танковую бригаду, воевал на Закавказском, Юго-Западном, Южном, Кавказском фронтах.
Начиная с 1939 года, разные типы танков освоил и водил Михаил Климкин. Первыми его машинами были легкие танки, среди которых и поставляемый в СССР по ленд-лизу британский танк «Валентайн» боевой массой чуть более 15 тонн. В бою под Харьковом «Валентайн» подбили, и Михаил Васильевич единственный из экипажа остался живой. Выбираясь из окружения, до своих добирался пешком, а потом и на брошенной кем-то лошади. По пути танкиста остановил патруль. Обнаружив в привязанном к седлу планшете документы на немецком языке, патрульные сочли Климкина за шпиона. В этом был убежден и допрашивавший его особист: «Какой же ты наш? Есть боевое донесение, что танкист Климкин вместе с экипажем сгорел в танке. Не сознаешься, кто ты есть на самом деле, утром расстреляем». Но следователь сделал-таки запрос в танковую часть, и в особый отдел незамедлительно пришел командир батальона, чем спас похороненного уже всеми Климкина от неминуемого расстрела.
Переправил танки на буксире
В 1943 году Михаил Васильевич управлял уже тяжелым танком ИС-2, который называли «танком прорыва». От его выстрела у немецких танков отлетали башни, а здания складывались. Поэтому ИС-2 «работали» там, где нужно было взломать сильно укрепленные опорные пункты врага.
На «ИС-2» Климкин закончил и войну в Праге. Но путь до Чехословакии был долгий, каждый его километр танкисты преодолевали с тяжелыми боями, одного за другим теряя боевых товарищей.
22 февраля 1943 года М.В. Климкин приказом командира 5-й гвардейской танковой бригады был награжден орденом Красной Звезды. Орден оплавился в горевшем танке. В представлении к награде командир батальона отметил, что «тов. Климкин в борьбе с германским фашизмом показал себя смелым, храбрым и отважным механиком-водителем. В бою под населенным пунктом Малгобек он смело повел танк на батарею противника и, зайдя на позицию немцев с тыла, раздавил две 75 мм пушки, уничтожил до 40 солдат и офицеров.
В Северной Осетии в бою под населенным пунктом Сурх-Дигора 25.11.42г. механик-водитель Климкин заметил противотанковую пушку, обошел её и на полном ходу танка раздавил. Уничтожил гусеницами танка до 20 фашистов, рассеял до двух взводов пехоты противника М.В. Климкин и 29 ноября 1942 года».
На фронтовых километрах танкистам встречалось много ручьев, рек и речек, и форсировать водные преграды им было очень нелегко.
Одну из таких рек с названием Конка возле города Орехов на Украине танковому батальону предстояло форсировать под огнем противника. Когда боевые машины были уже на берегу реки, они одна за другой начали вязнуть в болотистом грунте. И тогда механик-водитель гвардии старший сержант Михаил Климкин предложил командирам свое решение. «Я не знаю деталей плана, который предложил дедушка, — говорит его внук Михаил Климкин. – Но в целом картина была такая. Весь экипаж танка ИС-2 спешился, остался в нем только механик-водитель. Дедушка на максимально возможной скорости преодолел реку. После этого, зацепив один из танков Т-34 стальным тросом, потянул его силой мощного ИС-2 за собой. Всего таким образом было переправлено на другой берег пять танков. За этот свой подвиг дед был награжден орденом Отечественной войны II степени».
Среди других боевых наград танкиста Климкина — 2 медали «За боевые заслуги», медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», полученные за участие в Барвенковско-Лозовской, Нальчикской оборонительной, Новороссийско -Таманской стратегической, Крымской наступательной, Восточно-Карпатской, Никопольско-Криворожской наступательной и Моравско-Остравской наступательной операциях.
Часы от Брежнева
— Мы, потомки Михаила Васильевича, храним и документ, подтверждающий награждение его за ратные дела часами. Их деду вручил начальник политотдела 18-й армии Л.И. Брежнев, — говорит внук танкиста М.В. Климкин. – К сожалению, сами часы во время войны были утеряны.
Говорят, смелого пуля боится. Если это так, то эта поговорка и о Михаиле Васильевиче Климкине. Пройдя всю войну, он только в самом ее конце был ранен. Участвуя в уличных боях в столице Чехословакии городе Праге, куда танковый батальон пришел на помощь восставшим против фашистов жителей города, танк ИС-2 под управлением гвардии старшего сержанта Климкина задним ходом заехал в здание, в котором находился галантерейный магазин. Внутри здания, казалось бы, было безопасно, поэтому механик-водитель высунулся из люка, чтобы глотнуть свежего воздуха. И как раз в эту минуту то ли пуля снайпера, то ли осколок от разорвавшегося на улице снаряда ранил Климкина в руку.
Другая неприятность случилась с ним на фронте еще раньше на Кавказе, в обороне которого Михаил Васильевич тоже принимал участие. В одном из населенных пунктов на территории Чечни он почувствовал во всем теле сильный озноб. У танкиста поднялась высокая температура, и в таком состоянии он не мог уже управлять танком. Помочь ему вызвалась чеченка, приготовив для заболевшего какой-то отвар. Выпив его, Климкин проспал два дня, и проснулся здоровым. А пока спал, рядом с мехводом, без которого танк не мог продолжать путь, оставался в томительном ожидании и весь его экипаж. Обрадованный исцелением гвардии старшего сержанта, командир танка извинился перед женщиной, которую поначалу заподозрил даже во вредительстве.
Из танкистов — в пожарные
После окончания Великой Отечественной войны Михаил Васильевич Климкин продолжил военную службу в Восточной Европе в составе советских оккупационных сил.
Демобилизовался он из армии в июле 1946 года в звании гвардии старшины, и уже дома узнал, что вернулись с фронта и два его брата. Едва сняв погоны с гимнастерки, устроился на работу водителем ведомственной пожарной части в поселке Потьма Зубово-Полянского района. Там же познакомился со своей супругой Марией Варфоломеевной, ветераном тыла, работавшей в годы войны на лесозаготовках в поселке Умет. Супруги воспитали четырех сыновей, которые везде и во всем следовали и продолжают равняться на добрый пример своих родителей.
Когда не стало деда, его внуку и тезке М.В. Климкину было три года. О том, как жил и работал дед в мирной жизни, Михаилу Валерьевичу рассказывали родители.
— Никто не считал, сколько пожаров потушил наш дед, — говорит его внук. – Кроме работы в пожарной части, он никогда не отказывался и в помощи в любом деле. Однажды на сенокосе один из работавших на гусеничном тракторе заключенных по самую кабину утопил в болоте трактор с тележкой сена. Дед, словно вспомнив о том самом боевом эпизоде возле города Орехова, сам сел за рычаги трактора и с помощью разных ухищрений сумел вызволить его из болота.