Мне посчастливилось быть лично знакомым с человеком-легендой, внесшим большой вклад в развитие партизанского движения на территории Белоруссии во время Великой Отечественной войны, основателем службы Вневедомственной охраны республиканского МВД, неутомимым «серебряным» волонтером поискового движения и автором замечательной документально-художественной книги «Партизанская слава» о партизанах — уроженцах Мордовии.
Биография Степана Никифоровича полна такими событиями, о которых обычно говорят: «Такое бывает только в кино!» Уже в довоенные годы ему хватило лиха: едва Степану исполнилось 16 лет, как судьба позвала его в дальнюю трудовую дорогу из родного села Косогоры, ныне Большеберезниковского района. Нужда заставляла тогда многих срываться с родных мест. Несколько лет зарабатывал на хлеб насущный в городе Ржев, потом приехал в Саранск. Так что служить в отдельную Дальневосточную армию в 1936 году пошел уже не юноша, а мужчина.
Планы нарушила война
В мордовскую милицию Степан Никифорович поступил в декабре 1938 года старшим инструктором политотдела. Перед самой войной был направлен в Ленинградскую школу милиции. Там познакомился с замечательной девушкой, расписались за десять дней до войны.
Все планы, как и многих ровесников Леонтьева, нарушила война. У Степана Никифоровича, честно говоря, была бронь от службы на фронте. Но не в характере Леонтьева было отсиживаться в тылу, когда за Родину проливали кровь его соотечественники. Кое-как уладив дела на службе, сказал молодой жене, что поехал в командировку в Ковылкино, а сам сел в товарняк и отправился в Чебоксарский пункт формирования воинской части, где создавался 356-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон.
Спецзадание
После лечения от полученного ранения под городом Белев Тульской области нескольких курсантов спецшколы при Западном фронте, в том числе Леонтьева, совершенно неожиданно вызвал к себе член Военного Совета Западного фронта Дмитрий Попов и проводил их к самому генералу армии Жукову, который поручил молодым политрукам доставить партизанам Белоруссии Приказ Сталина «О задачах партизанского движения». И не только доставить, но и добиться от партизанских командиров его неукоснительного выполнения. Мелкие группы народных мстителей следовало объединить в регулярные бригады, способные блокировать железные дороги, оберегать закрепленные населенные пункты от карателей.
У автора этих строк поначалу были определенные сомнения относительно того, неужели сам маршал Жуков инструктировал нашего земляка перед отправкой в тыл фашистов? Однако, зная пунктуальность, педантичность Степана Никифоровича во всем, до самых мелочей, сомнения мои были отметены напрочь.
Ну, не фотографироваться же для истории надо было Леонтьеву и его товарищам с Жуковым перед отправкой на спецзадание! Да и временной счет того боевого напутствия-инструктажа был равен всего- навсего нескольким минутам. Так что не «до автографов» на память было в голове у остолбеневшего мордовского парня в тот памятный день, а желание как можно быстрее отправиться выполнять боевую задачу. Потом много раз Степан Никифорович сравнивал увиденного Жукова с «киношными» вариантами: пожалуй, только народный артист Михаил Ульянов, по мнению ветерана, смог раскрыть образ военачальника достойным образом.
Первый прыжок!
Как бы там ни было, а 55 экземпляров Приказа были самым важным грузом, который вез с собой Леонтьев. Двухмоторный «Дуглас», поднявшийся с Внуковского аэродрома, прилетел в Белоруссию ночью. Степану предстоял первый в жизни прыжок с парашютом. Летчик боялся, что пассажир откажется покидать самолет, и даже пригрозил выбросить его собственноручно. Но Степан пересилил страх, прыгнул в ночную тьму и вскоре уже прятал парашют в лесной чаще, морщась от ушибов. Прыжок с парашютом был первым в его жизни.
В партизанском отряде появление советского офицера вызвало всеобщее ликование. Визит представителя Штаба означал для партизан, что их помнят. От отряда к отряду по захваченной Белоруссии шел человек в офицерской форме. Во всех восьми районах Могилевской области, где он появлялся, вскоре учащались диверсии, на оккупантов обрушивались боевые соединения партизан.
Не раз Степану Леонтьеву и самому приходилось вступать в бой. Однажды он явился в отряд с трофейным пулеметом, который отбил с товарищами у вражеского расчета. Через полгода кочевой жизни Леонтьева «догнал» приказ из-за линии фронта — явиться в Штаб с отчетом о проделанной работе.
Оставили фюрера без подарка
Перед отлетом Леонтьев сумел провернуть хитроумную операцию. В деревне Недашево под Могилевом жил знаменитый на всю Белоруссию краснодеревщик Яков Орлов. Еще до войны он изготовил большой письменный стол из ценных пород дерева в подарок Сталину в честь 25-летия Октябрьской революции. На крышке была выложена мозаикой дарственная надпись. Шедевр вывезти не успели.
Немцы обнаружили стол и заставили мастера переделать дарственную надпись. Теперь он предназначался Гитлеру на день рождения. Партизаны под руководством Степана Леонтьева решили насолить фюреру, сделать ему, так сказать, свою партизанскую «фигу»!
Через своих лиц партизаны организовали вечеринку по случаю дня рождения коменданта гарнизона. Водку и продукты выделил партизанский (!) штаб. В праздничной неразберихе народные мстители одного за другим обезвредили немцев, выкрали мастера с подарочным столом и увезли в лес… Стол вместе с создателем, наградные листы с именами «героев», семь мешков денег, собранных партизанами, — вот с чем вернулся политрук Леонтьев с задания в штаб.
«Партизанское» сердце милиционера
Война для Степана Никифоровича закончилась уже в Германии. Вернувшись в Саранск, пошел служить в органы БХСС. В 1952 году начальник Управления мордовской милиции Сергей Захарович Ульянов вызвал Леонтьева к себе и сказал: «Смог организовать партизанское движение, сможешь и новый отдел создать!»
Почти с нуля он создавал отдел вневедомственной охраны. Снова, как и в годы войны, единственное, что было у Леонтьева на руках, — это документы, подтверждающие его полномочия. А в качестве исходного подразделения — артель инвалидов имени 8 Марта, которая в Мордовии осуществляла охрану. Людей не хватало, и иной раз начальник отдела сам заступал на дежурство. Вскоре отдел получил бушлаты и ватные брюки, полсотни охотничьих ружей. Через два года бюджет отдела составил 300 тысяч рублей — в деньгах того времени, разумеется.
… Еще одна грань таланта обнаружилась у Леонтьева, уже на пенсии. В Мордовском книжном издательстве вышла книга «Партизанская слава», автором которой был Степан Никифорович. За эту книгу он был удостоен звания лауреата Государственной премии Республики Мордовия.
В 2004 году Степана Никифоровича не стало. В Центральном госархиве РМ хранится личный фонд нашего героя, часть документов — в музее республиканского МВД.
Олег КОРЧИГАНОВ.