Фронтовик. Чекист. Разведчик: участник войны Николай Макаров разоблачал английских шпионов

Март 1944-го. Украинский фронт. Выпускник Вязниковского авиационного училища, летчик-истребитель из Мордовии Николай Макаров прибыл в распоряжение 165 полка 16 воздушной армии. К исполнению боевых задач приступил незамедлительно. С первых же дней в боях с фашистскими захватчиками проявил себя, на его счету несколько уничтоженных вражеских самолетов.

А когда при выполнении боевого задания по сопровождению штурмовиков в воздушном бою в районе города Ковеля управляемый им военный борт был подбит немцами, он не растерялся. Несмотря на тяжелое ранение, смог посадить самолет. Потом были долгие месяцы лечения. И его единственной мечтой было вернуться к полетам. «Я хочу летать!» — говорил он. Но попытки вернуться в авиацию были безуспешными, заключение медицинской комиссии не позволило сделать этого.

Но его физическая закалка, талант и высокий уровень образования были востребованы в тылу – в органах госбезопасности. Недели, а иногда и месяцы оперативник Макаров проводил в служебных командировках в мордовских лесах. Там, как известно, прятались бандиты – дезертиры и диверсанты, которые грабили деревни, убивали людей. Даже о Великой Победе над фашистами Николай Дмитриевич Макаров узнал лишь через неделю, потому что разрабатывал очередную преступную банду в лесу около села Монастырское.

Итак, наш сегодняшний рассказ о человеке уникальном. Участник Великой Отечественной войны, сотрудник органов госбезопасности работал не только в мордовских лесах. Он был чекистом — профессионалом высокого уровня, его отправляли в длительные заграничные командировки. Он участвовал в разоблачении шпионов, в том числе английской разведки в послевоенные годы.

Воспоминаниями о своем наставнике, отличном офицере и просто человеке поделился ветеран органов госбезопасности, полковник в отставке Николай Максимович Быков.

«Этот угар пройдет»

Николай Быков пришел в органы госбезопасности в 1965 году. Он считает, что тому поколению чекистов повезло, потому что их учителями и наставниками на службе и в жизни были мудрые и опытные фронтовики, прошедшие войну. Каждым из них в ведомстве гордятся, каждого из них чтят и хранят память о них.

«К молодым сотрудникам фронтовики относились, как к своим детям. Была удивительная доброжелательность, и они старались сделать все возможное, чтобы мы быстрее стали хорошими чекистами, — говорит Николай Быков. – Первым, с кем я по-настоящему познакомился, от кого получил помощь, был Николай Дмитриевич Макаров. Меня определили в его кабинет, он принял меня очень тепло».

Начинающий сотрудник часто рассуждал о том, что про структуру в то время говорили не всегда добрые слова. Хотя такие патриоты и участники войны, как Николай Дмитриевич, такого точно не заслужили.

«Подожди, этот угар пройдет, — улыбаясь, говорил наставник. – А нам просто надо Родину защищать, тем более, что угроз немало».

Многие западные страны, в том числе те, что еще недавно считались союзниками, теперь вели против СССР тихую войну. И неслучайно в то время велась большая работа по выявлению иностранных агентов. Вклад Николая Макарова в эту деятельность был очень весомым, но обо всем по порядку.

Разоблачено

39 бандформирований

Николай Дмитриевич Макаров родился в 1923 году в Луховке в крестьянской семье. Сам он планировал стать учителем, после окончания неполной средней школы поступил в педучилище в Саранске, а увлечением его уже в те юношеские годы стал аэроклуб. Но поработать в школе выпускнику училища не удалось. Началась война, и в августе 41-го его призвали в армию. А учитывая, что он проходил обучение в аэроклубе, молодого солдата отправили в военно-авиационную школу пилотов. Потом было военно-авиационное училище, и в звании младшего лейтенанта он отправился на фронт. Фронтовой путь Макарова был довольно коротким, на передовой ему пришлось повоевать несколько месяцев, но этого хватило, чтобы продемонстрировать настоящий героизм и силу духа. Позже как активного участника войны, получившего в боях за родину тяжелое ранение, Николая Дмитриевича представят к награде медалью «За отвагу».

В сентябре 44-го ветеран уже на родине пытался работать педагогом в школе, но его учительский стаж составил всего 20 дней. Он решил вернуться на фронт, однако повторная медицинская комиссия вновь не допустила парня до полетов по состоянию здоровья. Вернувшись в распоряжение Саранского военкомата, спустя два месяца Макарова рекомендовали на службу в НКВД. Оперуполномоченный по борьбе с бандитизмом – такой была его первая должность. На противостояние преступным бандам в то время бросали серьезные силы, жестокость бандитов, которые жили в лесных землянках, а продовольствие отбирали у сельских жителей, порой не знала границ.  

В 1944-1945 годах сотрудниками органов регионального НКВД  было уничтожено 39 бандитских формирований. Это тоже своего рода фронт, служба с риском для жизни, поскольку бандиты пускали в ход оружие, могли выстрелить в спину.

Разведка и контрразведка

Николай Макаров много работал над собой, постоянно повышал уровень знаний. Два высших образования – высшая школа КГБ СССР и Мордовский пединститут – по тем временам было явлением нечастым. Благодаря знанию иностранного языка, отличной профессиональной подготовке, боевому опыту сотруднику КГБ из Мордовии доверена ответственная миссия по работе за границей. И с поставленными задачами Николай Дмитриевич справился отлично. В пятилетних командировках в иностранных государствах ему приходилось бывать дважды. И результаты разведывательной деятельности очень даже впечатляют. К сожалению, детали таких дел не раскрываются и сейчас, лишь только короткая суть огромного труда.

«Товарищ Макаров в должности старшего оперуполномоченного в Германии работает с июня 1957 года. Ему поручено вести разработку одного из разведорганов в Германии. Имея хорошую общеобразовательную подготовку и достаточный практический опыт чекистской работы, товарищ Макаров добился некоторых положительных результатов», — говорится в личном деле чекиста.

Ему было поручено вести разработку иностранных разведорганов в Восточной Германии. В январе 1961 года при непосредственном участии сотрудника госбезопасности из Мордовии разоблачен агент английской разведки, проводивший враждебную деятельность. Вместе с ним арестованы и его сообщники, которые действовали под легендой родственных связей.

Интерес для шпионов

Из первой своей заграничной командировки Николай Дмитриевич Макаров вернулся в 1962 году. На родине принято решение использовать опыт разведчика. Ему поручено руководить группой по выявлению агентов-нелегалов и розыску государственных преступников. Позже под его началом проводились мероприятия по выявлению возможных действий со стороны спецслужб противника.

Наши края представляли интерес для шпионов, поскольку рядом находился Арзамас-16 – особо важный государственный объект по разработке первой атомной бомбы. Железная дорога, заводы, которые работали на военный лад, — тоже привлекали агентов, работавших под видом дипломатов. Выявлять таких, исключить случаи вербовки сотрудников, располагающих секретами, и было задачей чекистов, с которой успешно справлялись.  

В 1966-м Макаров вновь уехал работать за рубеж. «Много сил и энергии прилагал к приобретению ценных источников информации и организации активных мероприятий по разработке спецслужб противника. Его работа получила высокую оценку КГБ при СМ СССР», — говорится в документе об аттестации Макарова в 1973 году.

Через два месяца после второй командировки Николай Дмитриевич уволился со службы в звании полковника. Его стаж в органах госбезопасности составил 32 года 10 месяцев.

Настоящий герой

Его ученики всегда помнили главные уроки и наставления. «Все, чему нас учил Николай Дмитриевич Макаров, мы помним всю нашу жизнь, — говорит Николай Быков. – Он всегда говорил, что каждый опер должен отлично знать свое дело, но при выполнении служебных обязанностей не забывать об ответственности за людей».

«Не спешите докладывать в обком обо всех, кто попадает в наше поле зрения», — призывал опытный чекист. Речь шла, прежде всего, о работниках заводов, с которыми имели связи иностранные специалисты, подозреваемые в контактах со спецслужбами противника. Таких лиц вызывали в КГБ для профилактических бесед и давали возможность выбрать верный путь. Обходились без докладов в вышестоящие инстанции, чтобы не портить биографию и не лишать человека работы.

После органов госбезопасности Николай Дмитриевич Макаров 18 лет трудился на одном из заводов. И с ведомством, в котором прослужил много лет, также не прерывал связь. Принимал участие в различных мероприятиях, продолжал делиться опытом с молодежью.

Участник войны, чекист, разведчик и настоящий герой умер в День Победы – 9 мая 2016 года. Ему было 92 года.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости