У каждого человека есть своя, связанная с выбором профессии, история. Не знаю, кем мечтал стать в жизни настоящий профессионал журналистики Павел Иванович Лушенков. Могу лишь предположить, что дело его жизни определила как раз дата рождения. Редкий, конечно, случай, но у Павла Ивановича, родившегося 5 мая 1920 года, именно так и было. На этот же день у нас в стране приходилось еще недавно и празднование Дня печати, который фронтовик чтил не меньше всенародно любимого Дня Победы. В этот день Павел Иванович приходил в родную редакцию атяшевской районной газеты «Вперёд» при полном параде — с орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За Победу над фашистской Германией» на груди.
Воевал в Заполярье
Уроженец села Ушаковка Атяшевского района, Павел Иванович Лушенков – сын простых крестьян. За два года до Великой Отечественной войны он окончил школу-семилетку, в которой за много лет до него учился и односельчанин, будущий командарм 5-й Воздушной армии, генерал-полковник Сергей Кондратьевич Горюнов. Одноклассницей Павла Лушенкова была младшая сестра Горюнова — Александра, которую ушаковцы звали просто Шурой. «У Горюновых, — вспоминал Павел Иванович, — было в доме много книг, которые, говорила мне Шура, остались от ее брата. Сергей Кондратьевич еще в юности уехал в Казань учиться в учительскую семинарию, и после в Ушаковке уже не жил. Я часто бывал в доме одноклассницы, и Шура охотно давала мне почитать книги своего брата».
Читая оставленные прославленным военачальником в родительском доме книги, Павел Иванович вряд ли задумывался о том, что они не только расширяют его кругозор, но и подсказывают путь к будущей профессии. После окончания школы и коротких курсов он ровно год работал в Ушаковской школе учителем русского языка и литературы, после чего в декабре 1940 года был призван на срочную службу в Красную Армию. Войну встретил в Заполярье курсантом школы младших командиров в отдельном батальоне связи. Там же и остался служить командиром отделения. После окончания курсов младших лейтенантов в 1942 году продолжил воевать на Карельском фронте уже в должности командира взвода роты связи.
Аккуратный во всем и внимательный ко всему вокруг себя, Лушенков и в дни войны находил свободную минутку для того, чтобы сделать в записной книжке интересную запись о фронтовых буднях, в которых, казалось бы, и не могло быть ничего интересного. Уже после войны эти записи подсказали ему темы для очерков, которые Павел Иванович опубликовал в периодической печати и коллективных сборниках.
Среди этих повествований есть и фронтовая быль «Четвертый связист», опубликованная в 1974 году в литературно-художественном сборнике «Зарницы». На первый взгляд, главный ее персонаж — таежный олень, а на самом деле – люди на войне, которые и среди повседневной жестокости не ожесточились, сохранили свою человечность. Напуганный оглушительным грохотом разрывавшихся посреди карельской тайги снарядов, которыми немцы ожесточенно обстреливали позиции советских бойцов, олень увидел своих заступников и спасителей в группе из трех оказавшихся здесь же связистов.
«Олень так был сильно напуган, и так вздрагивал всем телом, будто его только что вытащили из ледяной воды, — написал Павел Лушенков. — В широко раскрытых глазах – дикий страх. В них мы прочитали мольбу о помощи. Олень не боялся нас, он как бы просил защиты от того страшного грохота, который так неожиданно ворвался в его доселе тихую таежную обитель».
Связисты хотели оленя прогнать, но он не только увязался за ними, но и обосновался рядом с землянкой, в которой шла обычная фронтовая жизнь. «Сохатый стал нашим «четвертым связистом», как мы называли его в шутку. Пасся он обычно неподалеку от землянки, спал под невысокой сосенкой, которую почему-то облюбовал. Олень добровольно нес обязанности часового: услышав шум или даже шорох, он вскакивал, тревожно бил копытами о землю… Мы мечтали о горячем супе, куске запеченного на огне мяса, но ни у кого из нас даже мысли не возникало поднять руку на сохатого. Мы ценили его доверчивость и любили его, может быть, как раз особенно за это. А потом – на войне на многие вещи смотришь другими глазами».
На малую родину
Но и с окончанием войны военная служба для Павла Ивановича Лушенкова закончилась не сразу. Еще два долгих года он оставался в армии в тех же местах, где и начинал срочную службу. В столице Карелии Петрозаводске познакомился он со своей супругой Лидией Ивановной. Поженившись, после окончания демобилизации из армии вернулся вместе с ней в Мордовию, где прошла вся его последующая жизнь и раскрылся яркий журналистский талант.
Павел Иванович один из немногих уроженцев Атяшевского района, которых еще на войне приняли в партию. Как коммуниста-фронтовика, после демобилизации из армии и возвращения на малую родину его назначили пропагандистом райкома ВКП(б). А через год предложили перейти на новую ответственную должность оперуполномоченного районного отделения Министерства государственной безопасности, работа на которой также оставила след в его творчестве журналиста. Работая уже в газете, Павел Иванович постоянно освещал в своих материалах тему правопорядка и законности. Таких очерков у него было много, хватило бы даже и на отдельную книгу. Но сам Лушенков инициативу об издании своей книги не проявлял. Тем не менее, много его работ на тему законности и правопорядка редакторы-составители включили в коллективный сборник «Служба дни и ночи», изданный в 1980 году Мордовским книжным издательством.
Позвала его журналистика
Кто хоть раз ехал из Саранска в Атяшево, тот видел провода высоковольтной линии электропередач Куйбышев-Москва, которая пересекает в Атяшевском районе автотрассу. Эту ЛЭП строили в начале 50-х годов прошлого века, и П.И. Лушенков всю жизнь гордился, что и он был одним из участников грандиозной стройки. Это благодаря ей во многие районы Мордовии пришло электричество. Он был начальником отдела кадров «ГлавВолгоэлектросетьстроя», а когда ЛЭП начала уже действовать, Лушенкова в конце 1955 года избрали освобожденным секретарем первичной парторганизации Атяшевской МТС. В это же время Павел Иванович начал активное сотрудничество с районной газетой «За коммунизм», на страницах которой стали выходить его публикации. А в октябре 1956 года его назначили редактором этой газеты. Просматривая сегодня номера «районки» за 1956-1959 годы, можно заметить на ее страницах жанровое разнообразие материалов, среди которых стали появляться очерки, фельетоны. Наряду с официальной тематикой, газета все больше начала писать о быте и судьбах жителей района.
По стечению обстоятельств в сентябре 1959 года П.И. Лушенкова назначили заместителем редактора газеты «За коммунизм», которая через два с половиной года была упразднена. После этого он недолгое время был корреспондентом ардатовской райгазеты «Маяк». А в 1963 году в Атяшевском районе с новым названием «Вперед» возобновили выход районной газеты, на базе районного узла связи заработало местное радиовещание. С этого времени П.И. Лушенков стал первым корреспондентом, а затем и редактором районного радиовещания, проработав на этой должности до ухода в 1980 году на пенсию.
Родившись в День советской печати, заслуженный работник культуры Мордовской АССР и награжденный за работу в СМИ Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Мордовской АССР, Павел Иванович Лушенков умер 22 апреля 1987 года.
Это день рождения В.И. Ленина, открыткой с изображением которого за чтением газеты «Правда» журналисты старой школы продолжают поздравлять друг друга с профессиональным праздником.