Всегда ли для ребенка безопасно пользоваться Cетью? Общепринято, что маленькие дети не должны гулять на улице одни, а подростки находятся под строгим контролем родителей и регулярно докладывают, где они и с кем. При этом, когда мы «выпускаем» детей в интернет, эти же негласные правила мы соблюдать часто перестаем. Поэтому предлагаем вам познакомиться с простыми правилами по безопасному поведению в интернете, которые помогут родителям, учителям и школьникам избежать многочисленных опасностей, которые подстерегают детей во всемирной Сети.
Распознайте злоумышленника
На что надо обратить внимание прежде, чем вступить в диалог? Что сигнализирует об опасности?
Вы не знакомы с этим человеком в реальной жизни.Ваш собеседник явно взрослее вас.У него нет или очень мало друзей в соцсети.Собеседник о чем-то просит: сфотографироваться, прислать какие-то данные и т. д.Все эти признаки — повод задуматься о том, кто находится по другую сторону экрана.
Учитесь замечать поддельные сайты
Фишинг — это способ выманивать у человека его данные: логин, название учетной записи и пароль. Происходит это так: пользователю присылают ссылку на сайт, очень похожую на настоящий адрес почтового сервиса или социальной сети. Как правило, фишеры специально покупают такие домены. Например, для mail.ru это может быть «meil.ru», а для vk.com — «vk-com.com». Злоумышленник ждет, когда человек введет логин или пароль на поддельном сайте. Так он узнает данные, а потом использует их для входа в настоящий профиль своей жертвы.
Тренируйте память
Можно ли пользоваться сервисами, которые сохраняют пароли? Если в профиле содержится действительно важная информация, то, увы, нет. Почему? Это удобно, но онлайн-сервисы для хранения паролей ненадежны. Их часто взламывают и копируют оттуда пароли пользователей. Чаще всего жертвы узнают об этом лишь спустя какое-то время, если вообще узнают. Нередко такие сайты и сервисы создаются мошенниками специально для того, чтобы собирать пароли.
Пароли должны быть уникальными. Цифры и спецсимволы значительно усложняют процесс подбора. В соцсети, мессенджеры и почту безопаснее входить через приложения, а вот в браузерах ввода паролей следует избегать. Все приложения должны устанавливаться родителями или под их контролем.
Аккуратнее с покупками
Главное правило интернет-покупок такое: доступ ребенка к деньгам должен быть ограниченным и находиться под контролем родителей. Основные финансовые потери обычно происходят через телефон. Необходимо подключить услуги блокировки платного контента, не класть много денег на счет детского телефона и контролировать расходы. Все остальные платежи должны согласовываться с родителями и происходить только под их присмотром.
Все сервисы, которые принимают деньги, должны иметь зеленый значок «https» рядом с названием. Если такого значка нет, лучше не пользоваться страницей. Впрочем, даже его наличие стопроцентной гарантии не дает.
Проверяйте информацию
Проверка информации — довольно сложный процесс, и даже взрослые люди далеко не всегда справляются с этим. Есть несколько формальных признаков того, что вы попали на «желтый» сайт, которому не стоит верить безоговорочно. Это кричащие заголовки, обилие рекламы или если читателя, который кликнул на новость, перекидывают куда-то дальше. Чтобы проверить информацию, которую вы получили в интернете, следуйте следующим рекомендациям:
поищите еще два-три источника, желательно и на других языках тоже;найдите первоисточник и задайте себе вопрос: «Можно ли ему доверять?»;проверьте, есть ли в Сети другие мнения и факты, которые опровергают или подтверждают сказанное.
Если нужно узнать какой-то факт или выяснить, что значит непонятный термин, можно обратиться к «Википедии». Но слепо доверять открытой цифровой энциклопедии не стоит: даже в ней попадаются ошибки.
Главный секрет безопасности в Сети
Не нужно делать в интернете ничего, что бы вы не стали бы делать в физическом мире. Разница между виртуальной и реальной действительностью минимальна. Что касается родительского поведения, то в Сети оно тоже не должно отличаться от поведения «в офлайне». От ребенка нельзя добиться повиновения путем запретов и жесткого контроля. Однако и ощущения вседозволенности в интернете тоже быть не должно. Вместе учитесь вести безопасный образ жизни, как реальной, так и виртуальной.
Комментарий эксперта:
Мы попросили управляющего Мордовским отделением Сбербанка Анну Салееву рассказать о том, как Сбербанк защищает данные своих клиентов:
«Основанная на искусственном интеллекте система фрод-мониторинга выявляет 97 из 100 попыток мошенничества — это один из лучших показателей в мире. Надежная защита ИТ-платформы позволяет нам сохранять данные и средства клиентов, обеспечивать бесперебойную работу банковских систем и сервисов. Вам или вашим близким звонили мошенники и пытались выманить ваши персональные данные? Пришло письмо или сообщение якобы от Сбербанка? Обнаружили поддельный сайт или аккаунт в соцсетях с логотипом банка? Сообщите нам прямо сейчас через специальный сервис на сайте Сбербанка — служба безопасности банка примет меры».