Megafon_13_12_2018.gif
ruenfrdeitptes

Фоторепортажи

5 декабря одиннадцатиклассникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно оценивается по системе «зачет-незачет» и является допуском к ЕГЭ. Впервые такое сочинение выпускники писали в 2014 году. 

А с этого года появилось новое испытание и в 9-х классах. Прежде чем учеников допустят к экзаменам, им нужно пройти итоговое собеседование. Некоторые школьники участвовали в апробации методики сдачи собеседования, она прошла 9 ноября. Как подготовиться к этим важным испытаниям, какие ошибки допускают даже отличники и почему для современных детей разговор вслух - это так страшно, рассказывает учитель русского языка и литературы Центра образования «Тавла»-средней общеобразовательной школы №17 г. Саранска Евгения Макарова. Евгения Сергеевна, к тому же – один из тех экспертов, которые проверяют сочинения школьников. 

- Евгения Сергеевна, можете сказать, для чего в девятом классе нужно это испытание – чтение текста вслух? 

- К сожалению, многие дети не умеют правильно читать по-русски. Правильно – значит, расставляя логические ударения там, где нужно, делая акценты на знаках препинания. У детей есть проблема со склонением числительных, ударением, они путаются в окончаниях. После пробного собеседования некоторые ученики говорили, что уже давно не слышали свой голос так долго. Они живут в электронном пространстве, привыкли к общению через смс, смайлы, чатные сокращения, уже отвыкли от звука собственного голоса. Мы пришли к тому, что некоторым детям нужно заново ставить интонацию, выражение, темп речи. Эти навыки работы с текстом были сформированы у них в начальной школе, поэтому, приходя в пятый класс, они хорошо читают, но к седьмому-восьмому классу эта способность ослабевает. Объем произведений, которые нужно читать, увеличивается. На уроке у учителя нет возможности предоставить каждому ребенку говорить много и долго. И теперь отучить ученика от односложных ответов трудно. Например, я спрашиваю: «Как Вы считаете, человек должен читать?» Ответ: «Да, должен». А где развернутый ответ, пояснения, собственное мнение? А ведь текст – это не только письменная речь, но и коммуникация, которую мы также должны развивать в ребенке. Собеседование, которое вводится для девятиклассников, проверяет не только умение читать, но и качество устной речи. С одной стороны, это элементарные задания. А с другой, для многих детей это проблема - они перестают говорить. 

- В Мордовии уже прошло пробное собеседование. Насколько сложно оно далось школьникам? 

- Самым проблемным, по признанию самих детей, было то, что велась аудиозапись беседы. Здесь становится очевидным психологический фактор. Думаю, этот вопрос актуален и для взрослых. А так как проверялась именно спонтанная речь, то она стала довольно сбивчива от волнения. Но в данном случае многое зависит от собеседника. Если он может расположить ученика к себе, задает наводящие вопросы, а не ограничивается только тем, что написано в карточке, то и детям легче. И еще одно важное замечание: при пересказе текста (а это небольшие фрагменты, в которых можно выделить три-четыре микротемы) кто-то начинал выражать второстепенное вместо главного. Здесь нужно вспомнить работу по сжатому изложению, которая в девятом классе ребятам уже знакома, а именно - суметь выделить основную смысловую идею текста. 

- А какие проблемы возникают при написании сочинения в одиннадцатом классе? 

- Могу рассказать, с чем я столкнулась при проверке работ выпускников. Была такая тема: «Чем отличается смелость от безрассудства?» И оказалось, что многие просто не понимали, что такое безрассудство. Они стали подменять понятия. Писали, что безрассудство - это когда Швабрин перешел на сторону Пугачева или когда Андрий предал своих и перешел на сторону поляков. Они оценивали безрассудство как отсутствие патриотизма, моральных качеств или что-то еще. Не все поняли, что безрассудство – это поступок, лишенный здравого смысла, рациональных доводов. Поэтому, если давать рекомендации выпускникам, мой главный совет - выбирать ту тему, в которой все понятно. Некоторые уже сейчас говорят, по какой теме будут писать сочинение. Но ведь неизвестно, как именно будет сформулирована тема. Сейчас известны только тематические направления. А тема всегда формулируется конкретно, чаще всего через вопрос или цитату. Дать ответ на этот вопрос - первостепенная задача. Несколько лет назад было предложено тематическое направление «Любовь». А конкретная тема звучала, примерно так: «Что лучше: любить или быть любимым?» В этом случае требовалось дать ответ на вопрос и подкрепить его аргументами, но дети начинали рассуждать о том, что такое любовь, как прекрасно любить, упоминали и любовь к животным, любовь ко всему миру, то есть выкладывали «все карты»-все, что обдумали, готовясь к сочинению. Моя рекомендация: после небольшого введения – сразу давать ответ на вопрос. Если не дал ответ, то к чему подбирать аргументы?

- Каковы же критерии оценки итогового сочинения? 

- Они известны и находятся в открытом доступе. Во-первых - это объем текста, рекомендуемое количество слов - от 350. Но если в тексте меньше 250 слов, сразу же выставляется «незачет». Кроме того, учитывается самостоятельность написания итогового сочинения, Мы оцениваем аргументацию, использование литературного материала в качестве аргументов – обязательно. А также важна композиция, логика, качество письменной речи и грамотность. 

- Были ли случаи, когда Вы как проверяющий ставили «незачет»? 

- Несколько раз ставила «незачет». В частности, по теме про безрассудство. Для многих выбор этой темы стал ошибкой. При этом для меня было понятно, что дети знают о требованиях к своей работе, композиция была правильной, аргументы соответствовали, но… только их субъективным представлениям о безрассудстве. Получилось, что ребенок был готов к сочинению, а получил «незачет» лишь потому, что выбрал тему не по силам. 

- А для примера в сочинении можно взять любое литературное произведение? 

- Да, может быть использовано любое произведение русской и мировой литературы, кроме малых фольклорных форм. Школьники охотно берут для аргументации примеры из романов «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», хотя по школьной программе литература 20 века изучается только во втором полугодии. А большей частью используется литература 19 века. Но нужно не просто прочитать, а осмыслить, провести анализ произведения вместе с учителем, чтобы вдруг не исказить идейный замысел произведения. 

- А читают ли сегодня дети что-то, кроме произведение из школьной программы? 

- Да, очень популярен жанр фэнтези. Кроме того, модно читать таких авторов как Пауло Коэльо, Ринат Валиуллин, Олег Рой. Это те авторы, цитаты которых популярны в интернете. И я бы даже сказала, что модно не столько читать, сколько делать видимость. Есть некий молодежный пафос «я читаю». Но это такая поверхностная тенденция, в ней нет глубины. Одно дело, что ты прочитал, и другое – что ты понял. А если говорить о содержательной стороне, о глубине, то нет ничего лучше русской литературы 19 века. Именно поэтому старшекласснику нужно прочитать «Войну и мир», «Преступление и наказание» и другую классику. Если ученик не осилил этого, то у него не сформируется личностный внутренний ресурс для того, чтобы читать зарубежного автора, ориентированного на взрослого читателя. - Что же все-таки, по-Вашему, дало введение итогового сочинения? 
- Дети стали читать более осознанно, начали размышлять и давать ответы на вопросы. Ученики развиваются, учатся свободно выражать свои мысли. Написать такое сочинение, которое раскрывает важные для семнадцатилетнего человека понятия, - значит задуматься о высоких жизненных ценностях, о своих поступках, о взаимоотношениях с родителями, с друзьями.

Советы тем, кто готовится к итоговому собеседованию (9 класс): 

- Ежедневно читай вслух! Лучше, чтобы кто-то слушал тебя. 
- Родители, помогите ученику! Попросите ребенка рассказать, как прошел день, пусть в деталях опишет, что видел, что делал. Это также поможет развитию устной речи. 
- Готовясь к пересказу текста, отдели главное от второстепенного. Рассказывай о главном. 

Тем, кто готовится писать итоговое сочинение (11 класс): 

- Выбирай тему, которая тебе ясна и не вызывает сомнений в понимании. 
- Не вдавайся в пересказ произведения. Проведи анализ сюжета и поступков героев, не забудь «выйти» из аргумента через мини-вывод. 
- Отвечай на вопрос, заданный в рамках темы сочинения. Этот ответ и будет являться тезисом, скрепляющим вокруг себя композиционные части твоего сочинения. 
- Внимательно перечитай черновик. Исправь ошибки и только потом переписывай! 
- Уважай проверяющих, пиши аккуратным, разборчивым почерком. 

Главный совет: 

- Прочитай роман-эпопею «Война и мир» Л.Н. Толстого, он содержит столько сюжетных линий, богатых идейным содержанием, что окажется уместным источником для аргументов практически по любой теме!

Справка «ИМ»: 

Пять направлений тем итогового сочинения уже известны: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость». А как будут сформулированы конкретные темы, одну из которых и нужно выбрать выпускнику, одиннадцатиклассники узнают только в день написания сочинения. У тех, кто получит «незачет» 5 декабря, будет возможность дважды переписать сочинение: 6 февраля и 8 мая. 

Итоговое собеседование для учеников 9-х классов пройдет 13 февраля, дополнительные дни – 13 марта и 6 мая. 
Это испытание включает: чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монолог по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором-собеседником.

Татьяна НИКИТИНА

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Еще по теме

Интересное