0.5 C
Саранск
Пятница, 22 ноября, 2024
spot_img

Академик РАН: «Лучше всего знают XIX век. Хуже — историю Древней Руси и современность»

Сергей Павлович Карпов двадцать лет был деканом исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор многочисленных трудов по истории Византии, сегодня он работает в статусе президента факультета. При этом много сил и времени отдает работе со школьниками. Этой весной встреча с юными талантливыми историками страны была назначена в Саранске, а Карпов возглавлял жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Участниками олимпиады стали 254 школьника из разных регионов страны. Победители и призеры получили приглашение на стажировку в  Российское историческое общество.

Почему местом проведения олимпиады выбрана Мордовия и в чем ценность исторической школы республики? Об этом и многом другом – в интервью с профессором, академиком Российской академии наук Сергеем Карповым.

— Сергей Павлович, объясните, для чего нужна олимпиада по истории? С математиками, например, понятно: можно увидеть, кто быстро и правильно способен решить задачу, имеющую единственно верный ответ. С историей, наверное, посложнее.

— Олимпиада по истории нужна для выявления, отбора талантливых людей. Она нужна для пропаганды самого исторического знания. Она формирует интеллект, образованность, развивает аналитические способности. Этот предмет формирует национальное самосознание и патриотизм.

— Почему местом проведения олимпиады выбран Саранск?

— Мы каждый год проводим олимпиаду в разных регионах, стремимся  познакомить школьников с многообразием исторических традиций нашей Родины. Чем больше они увидят, узнают, тем лучше. В Мордовии много интересного. Это место, где много лет провел великий флотоводец Федор Ушаков. Регион был кузницей кадров для страны и создавал индустриальную мощь России. Это место, которое связано с патриархом Никоном. И у нас сложились тесные контакты с Мордовским университетом, он имеет свои хорошие традиции исторического знания, изучения истории не только своего региона, а вообще центральной России. Мы едем туда, где существует историческая школа, где ведется целенаправленная подготовка по истории. Здесь историческая школа занимается историей производства, историей модернизации заводов и фабрик, которые существовали  в регионе. Это важно, потому что индустриальной историей мало кто занимается, а это материальная основа нашего бытия. Это надо знать наряду с другими явлениями, с историей культуры, политической историей.

— Как оцените общий уровень подготовки школьников?

— С каждым разом уровень подготовки наших школьников растет. Те, кто приезжает на заключительный этап Всероссийской олимпиады, — это хорошо подготовленные ребята, это лучшие из лучших. Нас только огорчает, что не все регионы в  равной степени представлены на олимпиаде. Есть большой перевес школьников из Москвы и Московской области. Но мне хотелось бы, чтобы как можно больше детей из других регионов участвовали в олимпиаде. Для них это школа общения, это взаимный обмен информацией, культурными традициями. Дружба, зародившаяся на олимпиаде, длится потом долгие годы. Хотелось бы, чтобы было больше ребят из Крыма, с Дальнего  Востока, Урала, Северного Кавказа, Псковщины, Новгородчины, Санкт-Петербурга. Для этого региональные власти должны поддерживать талантливых ребят. 

— Лучшие из лучших действительно хорошо знают историю?

— Я скажу так: лучше всего они знают девятнадцатый век. Хуже – историю Древней Руси и еще немного хуже – современность.

— Скажите, а те, кто поступает сегодня на исторический факультет, каким видят свое будущее? Где мечтают реализоваться? 

— Очень разные траектории выбирают наши студенты. Одни просто любят историю и не думают, что будет впереди. В университете они живут интересной жизнью, общаются с интересными людьми. Другие определенно хотят быть преподавателями в вузе или в средней школе. Кстати, сегодня увеличивается число тех, кто после окончания МГУ идет преподавать в школы, гимназии. Учитель в Москве получает больше, чем доцент Московского университета, и это хорошая мотивация. А есть те, кто выбирает исторический факультет, потому что хотят идти в те или иные аналитические структуры: в банки, в дипломатию или куда-то еще. На нашем факультете большое внимание уделяется  информационным технологиям, наши выпускники владеют информационными технологиями не только как пользователи, но и как конструкторы. У нас — знание как минимум двух иностранных языков. И вот представьте: человек знает историю, историю культуры, информатику и два иностранных языка…

— Практически нет организации, куда бы ни взяли такого ценного выпускника.

— Так и есть. Если только он не заядлый троечник, который теряет те возможности, которые у него есть. Но важно и другое. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята из регионов, которые получают образование в Москве, Санкт- Петербурге, в любом крупном университете, возвращались на родину. Важно, чтобы они получали знание и несли его потом по стране, создавали свои исторические школы, развивали науку на местах.

— А как это сделать? Сегодня никто не может заставить выпускника поехать в регион.

— Заставить нельзя, но регулировать это можно. Например, системой грантов от регионального правительства. Регион направляет абитуриента на учебу, поддерживает его, но с условием, что он вернется, ему дадут место в вузе, помогут решить вопрос с жильем. Это хорошая мотивация. Самая большая проблема в Москве – это жилье. Не найти работу, не даже получить высокую зарплату, а собственное жилье. Чтобы обрести его, требуется немало усилий.

— Сергей Павлович, мы все свидетели того, как с течением времени отношение к историческому факту пересматривается. Как относитесь к тому, что происходит на Украине?

— Есть такое явление, как верификация истории — это очищение истории от напластования. Мы должны говорить о том, что точно установлено, что предполагается и что было в действительности, и не бояться отвечать на другие предположения. Я думаю, что на Украине произошло злонамеренное переосмысление истории. Создается  искажение исторической памяти. Вечно это насилие над фактами, над исторической действительностью, эта героизация совсем не тех и дегероизация настоящих героев, длиться не может.  Думаю, через какое-то время пройдет «отрезвление». Нам всем нужно помнить, что все мы из одной купели: русский народ, украинский, белорусский.

— Вы наверняка знакомы с украинскими учеными. Они сегодня идут вслед за политическими процессами?

— Да, многие идут. По разным соображением: из-за политического или материального нажима. Но не надо забывать, что националистическое  направление на Украине было всегда. Оно было, но сейчас получило подпитку, в том числе из-за рубежа. Считаю, надо спокойно, без чувства вражды и оскорбительной риторики протянуть украинскому народу руку дружбы.

— Совсем скоро узнаем, кто станет президентом на Украине. Вы политическими прогнозами не занимаетесь?

— Нет. Но неважно, кто из двух оставшихся кандидатов станет президентом. Оба – плохо. И не надо забывать, что  значительная часть украинского народа не голосовала – те, кто живет на востоке, на юге страны.

— А каким видите будущее исторического образования?

— Хорошим. Но только ни в коем случае нельзя сокращать изучение истории Отечества, всеобщей истории, истории регионов. Нужно создавать привилегии, гранты для тех, кто занимается историей. Учителя, которые преподают историю, — это наше достояние.

Татьяна НИКИТИНА.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости