Канонерский судоремонтный завод в акватории Большого порта в Санкт-Петербурге — режимный объект государственной важности. Просто так, с улицы, постороннему человеку сюда не попасть: здесь модернизируют уникальные суда российского флота. Но, пройдя строгую систему пропусков, журналист «Известий Мордовии» своими глазами увидел и этот особый завод, и огромный научно-исследовательский корабль «Профессор Логачёв», которому предстоит важнейшая арктическая миссия. Вместе с коллегами из ведущих федеральных СМИ я принял участие в запуске грандиозного проекта, который соединит Европу и Азию самой скоростной в мире линией связи…
Но обо всём — по порядку.
От Хельсинки до Токио
Северный Ледовитый океан, глубины от одной до семи тысяч метров — именно в таких экстремальных условиях, вдоль арктического побережья России, впервые в мире будет проложена подводная волоконно-оптическая линия связи, соединяющая Европу и Азию. Этот уникальный проект получил название «Arctic Connect». Безусловно, он важен для мировой экономики: трафик данных между континентами быстро растет, а скорость передачи данных имеет решающее значение для фондовых рынков. Но для нас, россиян, «Arctic Connect» значим тем, что даст большой стимул к развитию всей русской Арктики и Дальнего Востока. Без преувеличения, журналист «Известий Мордовии» присутствовал при историческом событии — старте грандиозного проекта в Северной столице России!
Почему же так важен этот трансарктический кабель? Как стало известно «Известиям Мордовии», в настоящее время в числе международных сетей просто нет подводной линии связи, напрямую соединяющей Европу, прибрежные районы России, Японию и Северную Америку. Большая часть трансконтинентальных кабелей связи проложена «в обход» России — по дну Тихого и Атлантического океанов. И вот соглашение с одной из финских компаний о прокладке оптоволоконного кабеля по дну Северного Ледовитого океана подписало ПАО «МегаФон».
Масштабы этого телекоммуникационного проекта впечатляют: кабель для передачи данных, протяженностью 10 тысяч километров (от Хельсинки до Токио), самым коротким путем соединит континенты, на которых проживает 85% мирового населения! А 11 отводов от основной
магистрали кабеля, которые будут проведены на территорию России, позволят обеспечить быстрым и качественным интернетом пользователей российской Арктики и Дальнего Востока. Также, как уверены представители «Росгеологии», проект даст толчок к запуску целого ряда месторождений — цинка, олова, газа. Он имеет большое значение для развития топливно-энергетического комплекса РФ — и в целом повысит инвестиционную привлекательность Арктического региона, что положительно отразится на кошельках его жителей.
«Ни у кого в мире нет такой техники»
На территорию Канонерского завода в Питере журналист «Известий Мордовии» прибыл для участия в пресс-конференции, посвященной началу I этапа проекта «Arctic Connect». Её провели генеральный директор ПАО «МегаФон» Геворк Вермишян и генеральный директор, председатель правления государственного холдинга «Росгеология» Сергей Горьков. Чтобы задать им вопросы, в Северной столице собралось около 40 журналистов — представителей ведущих федеральных и региональных СМИ: «Известия Мордовия» работали в компании с «Ведомостями», «Российской газетой» и другими информационными лидерами.
— «Arctic Connect» — это гигантский, прорывной и значимый для России проект, — отметил в беседе с журналистами Геворк Вермишян. — Уже 5 августа прекрасно оснащенное российское судно «Профессор Логачёв» отбудет из Мурманска в трёхмесячную экспедицию. Оно приступит к I этапу реализации проекта: предварительному исследованию морского дна для прокладки кабеля. В штаб проекта поступят бесценные сведения о рельефе морского дна.
Генеральный директор АО «Росгеология» Сергей Горьков рассказал о научно-исследовательском судне «Профессор Логачёв», которому предстоит пройти 6,5 тысяч километров. Его задача — определить наилучший, самый короткий и безопасный глубоководный маршрут для прокладки кабеля, на глубинах от 1 до 7 километров. Лучевой эхолот корабля будет изучать рельеф дна. В ледяном море, на глубинах до 6 тысяч метров, будет работать глубоководный спускаемый аппарат с уникальным гидроакустическим комплексом. «Ни у кого в мире нет такой техники», — сказал Сергей Горьков. Экипаж на судне — очень опытный (кстати, уже несколько месяцев он остается на корабле в самоизоляции, чтобы исключить малейший риск для здоровья).
Стратегический регион
Судно, о котором говорил Сергей Горьков, красовалось тут же — в нескольких метрах от шатра, в котором проходила пресс-конференция. Конечно, журналисту «Известий Мордовии» хотелось подняться на этот корабль, и такая возможность была бы… Но поправки внёс карантин команды, которую тщательно берегут от коронавируса. Оставалось любоваться судном с пристани — его огромными надстройками, мачтами и кранами, его глубоководными аппаратами-батискафами, которые были подвешены на специальных конструкциях. Время от времени на борту можно было увидеть членов команды — в масках и перчатках.
А капитан судна Владимир Зимин выступил перед участниками пресс-конференции по видеосвязи. Он рассказал, что «Профессор Логачёв» — корабль российской постройки, и много раз участвовал в полярных экспедициях, в 2016 году судно прошло модернизацию. Оно оснащено самым современным оборудованием, в том числе уникальным глубоководным гидроакустическим комплексом. За три месяца «Профессор Логачев» пройдет наиболее сложные с точки зрения ледовой обстановки участки трассы в Баренцевом, Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях.
Еще один участник конференции, директор Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимир Шамахов, зачитал приветствие президента Государственной полярной академии и Ассоциации полярников, специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, Героя России Артура Чилингарова. «Арктика — регион стратегических интересов России, он обеспечит будущее нашей страны, — говорится в приветствии. — Данный проект позволит стимулировать социально-экономическое развитие РФ, а значит, поможет улучшить качество жизни людей».
— По-настоящему Северный морской путь «заиграет», когда будет соединён проектом «Arctic Connect», — отметил Владимир Шамахов. — Семь футов под килем «Профессору Логачёву»!
Будущее для молодежи
Нужно сказать, что за право задать вопросы спикерам конференции боролись многие федеральные и региональные журналисты, и далеко не у всех это получилось: время мероприятия было ограничено. Всего прозвучало не больше 10 вопросов. Наряду с коллегами из ведущих российских СМИ свой вопрос спикерам задал и журналист «Известий Мордовии»: сколько новых рабочих мест позволит создать проект «Arctic Connect»?
— При оптимальном сценарии реализация проекта затронет 2,5 миллиона человек — всё население приарктических территорий, — ответил на наш вопрос генеральный директор «МегаФона» Геворк Вермишян. — Не менее важно, что проект позволит привлечь в регион молодых перспективных специалистов, обеспечит Арктику и Дальний Восток связью и сделает эти территории привлекательными для молодежи.
Добавим, что к реализации настолько грандиозного проекта наверняка подключатся все прибрежные регионы России. Не исключено, что в нём будет задействована и Мордовия, как производитель современного оптического волокна. Этот проект нужен не только Арктике и Дальнему Востоку. В очередной раз он подтверждает международную значимость России — как моста между Европой и тихоокеанским регионом, как разработчицы грандиозных научных технологий, которые позволяют изучать и покорять суровые северные воды. Современному миру не обойтись без России, которая продолжает выступать лидером в самых смелых и значимых экономических и научных проектах.
Александр ЕФРЕМОВ