8.5 C
Саранск
Суббота, 20 апреля, 2024

«Я знаю, кто там лежит»

На публикацию «Известий Мордовии» откликнулся потомок талантливого самородка из села Ведянцы. 

В номере «Известий Мордовии» за 30 сентября 2020 года был опубликован очерк «Ведянцы – три колодца», в котором я рассказал о природных источниках в окрестностях этого села Ичалковского района. Родников там великое множество, и местные жители называют их ласково «колодчики». Живая вода колодчиков дарит всем здоровье, радость и душевное спокойствие, которых людям так не хватает в повседневной жизни. 

Богоявленское 

С одним из родников связано и другое название этого села. Примерно полтора столетия назад местный житель Матвей Косолапов, работая в знойный летний полдень с односельчанами на покосе, захотел испить холодной родниковой воды. А когда мужчины пришли к источнику, в зеркале воды увидели лик Богородицы. С тех пор и появилось у села Ведянцы еще одно название — Богоявленское, а над родником, в воде которого проявилась икона, была поставлена деревянная часовня. После явления «своей иконы» переименовано было не только село, но и речка — Инелейка стала Явленкой. 

В Ведянцах я посетил место, на котором до 1932 года оставалась действующей Богоявленская церковь. Службы в ней проходили по престольным праздникам и воскресным дням, а раз в год священники устраивали возле родника молебен с выносом икон для всех верующих. И уже в засушливом, запомнившимся повсеместно большими пожарами, 2010 году был единственный к роднику крестный ход. «Многие не верили, но был после него дождик!» — говорит жительница Ведянец Надежда Агейчева. 

Чья могила? 

После закрытия Богоявленской церкви покосилась на ней колокольня. И ее, перевязав тросом, свалили с помощью трактора. В наше время о том, что на пустыре стояла пятиглавая, с колокольней до пятидесяти метров высоты и резным деревянным иконостасом церковь, напоминает лишь одинокая могила в бывшей церковной ограде. В нескольких метрах от нее в высокой траве лежит огромный камень-валун. Священник Саранской епархии Николай Новотрясов предполагает, что это может быть подпрестольный камень из Богоявленской церкви. 

Как и многие односельчане, заведующая сельским клубом Татьяна Пряхина тоже полагает, что это могила одного из местных священников. На кресте с иконкой Богородицы, который, судя по внешнему виду, не раз обновляли, нет имени и фамилии похороненного под ним человека. И мне, сколько ни расспрашивал, ничего о нем узнать не удалось. Уроженец села и Герой Советского Союза Михаил Романов, работавший заместителем начальника Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР, говорил, что в церкви села Ведянцы в свое время служили и проводили большую работу по прославлению родника священники Матвей Исаев и Иван Кирсанов. Правда, и он не уточнил, когда это было. Вот я и задался в очерке вопросом: «Может, кто-то из этих священников и нашел здесь свое последнее пристанище?» 

Письмо издалека 

В начале ноября прошлого года на электронную почту «Известий Мордовии» пришло из Всеволожского района Ленинградской области письмо от Владимира Викторовича Косоурова. Он рассказал, что очерк о родниках вокруг села Ведянцы, в котором упомянуто о безымянной могиле в церковной ограде бывшей Богоявленской церкви, он увидел на сайте газеты. И сообщил, что у него есть информация о человеке, который может лежать в этой могиле. 

В.Н. Косоуров в Ведянцах никогда не был. Он родился на Дальнем Востоке, а после окончания политехнического института всю жизнь работал в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе. Но из Ведянец его отец Виктор Петрович Косоуров, оставивший для потомков письменную историю своего рода. Из нее следует, что в ограде Богоявленской церкви похоронен Максим Иванович Милушкин, который был дедом мамы и одним из прадедов Виктора Петровича. 

«Отныне он Максим Иванович!» 

Рассказывая о прадеде, В.П. Косоуров пишет, что до отмены крепостного права Ведянцы были вотчиной помещиков Горсткиных. В селе проживало до 3,5 тысячи человек, и большую часть населения составляли крепостные. Среди двух своих братьев, которые тоже были крепостными, Максим Милушкин выделялся смекалистостью, самостоятельно постиг грамоту. Он не только научился читать и писать, но и овладел тайнами геометрии и тригонометрии, мог читать строительные чертежи, пользоваться геодезическими инструментами. Признав большие способности своего крепостного, помещик собрал дворовых слуг и приказал: «Отныне звать Максимку Максимом Ивановичем». И в знак особой милости разрешил ему жениться на любой из крепостных девушек. Максим выбрал в жены Авдотью из богатого дома, на которую всегда заглядывался. Было это где-то в 1850-1852 году. Через год родилась у них дочь Анастасия, бабушка В.П. Косоурова по материнской линии. 

Под руководством Максима Ивановича Милушкина построили в селе Ведянцы церковь. Работая землемером у господ Горсткиных, он приобрел известность и среди помещиков всей округи. А соседу своего барина помещику Гудину построил мельницу. И кто знает, на той или другой водяной мельнице, в строительстве которых мог участвовать Максим Милушкин, батрачил на реке Алатырь ставший годы спустя президентом Югославии военнопленный Иосиф Броз Тито? 

Сад, дом и две мельницы 

Года за два до отмены крепостного права Горсткин дал Максиму Милушкину «вольную» и выделил 10 десятин (в современном исчислении почти 11 га) земли. Через два года он поделился землей с младшим братом Петром, который тоже стал вольным. Этим участком до 1931 года пользовались дети Петра – Фрол, Федор, Василиса. В беседе со мной Владимир Косоуров предположил, что и сейчас, возможно, на этих приусадебных участках живут их потомки. «Хотя, это маловероятно», — засомневался он. 

А Максим Иванович посадил на своей земле большой сад и построил дом. 

В начале 70-х годов дочь Милушкиных вышла замуж за военного, но тот погиб вскоре на службе. Со вторым мужем, который во время войны с турками был старшим унтер-офицером, оставшаяся с малолетним сыном Колей на руках Настя познакомилась под Самарой, куда ее отца пригласили в имение графа Орлова-Давыдова провести землеустроительные работы. 

В Ведянцы Милушкины и оказавшийся достойным тестя по грамотности и мастерству их зять вернулись где-то в 1880-1881 годах. Вместе расширили до 1,2 га сад, построили водяную, а затем в центре села и ветряную, шестикрылую, на два постава мельницу. Правее их дома были школа и школьный участок, землю под которые Максим Иванович тоже выделил из полученного от барина надела. 

М.И. Милушкин скончался в середине 90-х годов 19 века, не дожив и до 70 лет. «А жить бы ему за сотню, — написал Виктор Петрович Косоуров о прадеде. – Говорят, был он высок, широк в кости, весил около восьми пудов, гнул медные пятаки, зело здоров был. Жаль, затерялась фотография, где он был снят со своей Дуней, дочерью Настей, ее первым мужем и маленьким внуком Колей. Фотография старинная, несовершенная, но и на ней видна мощь этого бородатого богатыря». 

Похоронили Максима Ивановича в церковной ограде, что стало знаком уважения к нему со стороны односельчан. Хозяин двух мельниц и большого сада, сам строитель мельниц, церквей и землемер, М.И. Милушкин до самой своей смерти оставался и церковным старостой. Доверившие ему эту должность крестьяне посчитали, что могила внутри церковной ограды будет для Милушкина самым достойным местом вечного пристанища. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости