Предложи новость!

Стали очевидцем происшествия, участником интересного события или хотите рассказать о важной проблеме?

Пишите нам на ящик:  izv_mor@moris.ru

logo mobilepng
logo bilety
tab1 newsday tab2 afisha tab3 predptiyatiya tab4 reportazhi
ruenfrdeitptes
logo bilety
  • В Мордовии в память о подвигах героев-летчиков установлены самолеты
  • В Мордовии в память о подвигах героев-летчиков установлены самолеты
  • В Мордовии в память о подвигах героев-летчиков установлены самолеты
Многие из нас проезжая по кольцевой дороге в Чамзинском районе видели самолет, стоящий в самом центре этого кольца, но не каждый задумывался над тем, откуда он взялся и почему именно он там воздвигнут. Большинству же самолет может казаться, как уже само собой разумеющееся и что кроме него ничего иного установленного и не могло быть. Однако это не так… До 1988 года поляна, вокруг которой на сегодня проезжают сотни автомобилей в день, и вовсе пустовала

Многие из нас проезжая по кольцевой дороге в Чамзинском районе видели самолет, стоящий в самом центре этого кольца, но не каждый задумывался над тем, откуда он взялся и почему именно он там воздвигнут. Большинству же самолет может казаться, как уже само собой разумеющееся и что кроме него ничего иного установленного и не могло быть. Однако это не так… До 1988 года поляна, вокруг которой на сегодня проезжают сотни автомобилей в день, и вовсе пустовала. Но обо всём по порядку.

Аэродром и школа

В начале Великой Отечественной Войны, в сентябре 1941 года в Мордовию, в том числе Чамзинку, после тяжелых боевых действий в Прибалтике, Ленинграде, на Кавказе прибыли различные авиационные соединения. Им предстояло пополнять боевые экипажи летчиками, штурманами, стрелками-радистами, механиками, которые обучались теории в г. Саранске, в третьем Военно-Морском авиационном училище, и в Чамзинке, где находились учебный аэродром и отделение школы младших авиаспециалистов. Первым в Чамзинке разместился 73-е отделение второго авиаполка во главе с Героем Советского Союза А.И. Крохалевым. Лётный состав был расквартирован в зданиях нарсуда, прокуратуры, в частных домах на улице Рабочей, в землянках. Численность авиаотряда составляла порядка 1,5 тысячи человек, но она постоянно менялась в связи с отправкой на фронт. Учеба продолжалась (в зависимости от специализации) – от 3 до 6 месяцев, иногда сокращалась до 1,5 месяцев. На аэродроме для обучения находились следующие типы самолетов: Р-10, ДБФ, позднее – ПЕ-2, и ИЛ-2.

К сожалению, не обходилось без происшествий. В воспоминаниях Владимира Водянова, проходившего там обучение в 1943 году, говорится, что однажды ночью на аэродроме возник пожар, загорелась маслогрейка. С трудом отстояли самолеты, но кое-кто всё же получил набольшие ожоги. Потом среди состава долго ходила шутка: «Угадай кто это – пол-уса, а бегает?». Ответ – инженер Кармалыга, у которого действительно одна половина усов сгорела начисто.

«ИЛы» получали очень большую нагрузку, случались отказы тормозов. Из-за этого Владимиру Ивановичу однажды даже пришлось сбросить две боевые бомбы в овраг близ Чамзинки, чтобы не взорвались при посадке. «Не знаю, нашли потом те фугасы, или лежат они до сих пор в земле, тая опасность?» - признался летчик.

Уже с весны 1942 года летный состав, эскадрилья за эскадрильей, покидали Чамзинку – уезжали на Уральские заводы за самолетами. Провожать приходила вся округа. Как правило, в дорогу давали продукты, девушки же вещички на память.


Хранители истории

Перегнав самолеты на Балтику, экипажи пикирующих бомбардировщиков вели боевые действия с фашистами – топили вражеские корабли, уничтожали авиабатареи, проводили воздушную разведку. Многие из летчиков, удостоенные звания Героя Советского Союза, прошли обучение в Чамзинке. В их числе, В. Н. Каштанкин, повторивший на море подвиг Н. Гастелло. В связи с этим, в их память 8 мая 1988 года на перекрестке трасс Саранск-Ульяновск и Чамзинка-Большие Березники близ п. Чамзинка установлен памятник-реалия – самолет МИГ-17.

Инициатор воздвижения монумента - Павел Машканцев, член союза писателей РСФСР с 1980 года и заслуженный работник культуры МАССР с 1982 года. Помимо этого, имеющий медали «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», а также был удостоен орденов ««Отечественной войны 1 и 2 степени». Окончивший Темниковский пединститут, он был внештатным корреспондентом Чамзинской районной газеты «Знамя». Затем работал директором Чамзинского районного Дома культуры. Кроме того, П.Я. Машканцев занимался краеведческой работой. Им было собрано много материала об истории района, о знаменитых людях, живущих и живших здесь, написано свыше 200 статей на краеведческую тему. Почти 20 лет Павел Яковлевич являлся бессменным ответственным секретарём Чамзинского районного отдела ВООПИК (Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры). По его инициативе были открыты мемориальные доски на зданиях, в которых жили известные люди района или на зданиях, которые представляют собой историческую ценность.

В память о героях

На территории Мордовии, помимо Чамзинского самолета, такие памятники имеются в Торбеевском и Ковылкинском районах. В Торбееево он находится при въезде в поселок и установлен в честь подвига уроженца района М.П. Девятаева, бежавшего из фашистского плена на угнанном немецком самолете с секретного полигона Пенемюнде, тем самым спасшим свою жизнь и жизнь товарищам.

Памятник в городе Ковылкино был приурочен к 60-летию Победы в память о подвиге А.Г.Котова. Александр Григорьевич Котов, уроженец села Троицк, будучи 23-летним юношей, получил первое боевое крещение в украинском городе Тернополь. К февралю 1943 года он совершил 250 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сбил 16 вражеских самолетов. Звание Героя Советского Союза Котову было присвоено 22 февраля 1943 года, а в августе того же года он был тяжело ранен и уволен в запас, но вернулся в армейские ряды в 1946 году и прослужил до 1953 года.

В Саранске на перекрестке улиц Советской и Пролетарской, недалеко от Государственного русского драматического театра Мордовии тоже стоит «МИГ-17», который был установлен задолго до Чамзинского, 9 мая 1975 года, в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Всё это общая дань памяти землякам-авиаторам, совершившим боевые подвиги, защищая нашу Родину.

В целом же, подобных монументов в виде самолетов, устремленных вверх, установлено в российских регионах немало. Так, например, в Уфе, в Армянске, что на территории Крыма, в поселке Сиверском в Ленинградской области, в Брянске, в Пензе, в Днепропетровске, в городе Глубокое, который находится в Витебской области, в Беларуси. За каждым из них кроется какая-то своя, особенная история и можно продолжать этот список.

Посвященные выдающимся личностям и событиям прошлого и современности, они представляют своеобразную летопись наиболее значимых моментов истории. Эти памятники не дают нам забыть о том, какой великой ценой была достигнута победа в Великой Отечественной Войне.

Больше новостей

Интересное

В Роскачестве рассказали, как выбрать хороший арбуз

Специалисты Роскачества рассказали, по каким критериям можно выбрать хороший арбуз. Как пишет “ Российская газета ”,...

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском и смежных правах. При использовании материалов активная ссылка на izvmor.ru (непосредственно на используемый материал) обязательна. 16+

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском и смежных правах. При использовании материалов активная ссылка на izvmor.ru (непосредственно на используемый материал) обязательна. 16+


Адрес: 430000,
Республика Мордовия,
г. Саранск,
ул. Советская, 22,
Дом Печати
reklama_izvmor@mail.ru
izv_mor@moris.ru


РЕКЛАМА

Контакты

Адрес: 430000,
Республика Мордовия,
г. Саранск,
ул. Советская, 22,
Дом Печати
reklama_izvmor@mail.ru
izv_mor@moris.ru