23 — 24 октября Саранск принимает выездную окружную сессию ПФО, которая проходит в рамках Всероссийского форума наставников-2023. Этот форум, по сути, подытоживает проведение Года педагога и наставника в стране. В каждом из 8 федеральных округов пройдут такие выездные сессии с участием наставников из числа педагогов и представителей различных производственных отраслей. И именно в Мордовии дан старт серии таких сессий, которые организует Государственный университет просвещения при поддержке Минпросвещения России.
От имени Главы республики Артёма Здунова участников выездной окружной сессии ПФО приветствовал Председатель Правительства РМ Дмитрий Поздняков.
— В нашей республике институт наставничества работает в образовании, бизнесе, системе государственной и муниципальной службы, — отметил он. — О значимости наставничества неоднократно говорил Президент страны. Открывая Год педагога и наставника, он подчеркнул, что в условиях стремительных технологических изменений именно такой личный контакт позволяет быстрее передавать лучший опыт и знания от учителя к ученику. Вопросы обучения и наставничества – это всегда обращение к будущему. У каждого субъекта есть свой опыт, свои эффективные наработки, практики, которые будут представлены на форуме. Это уникальная возможность поделиться этим опытом и перенять чьи-то практики непосредственно от авторов обсудить с заинтересованным сообществом настоящее и будущее наставничества. Лучшие практики будут транслироваться на всю Россию. Уверен, что результаты окружных сессий станут весомым вкладом в развитие института наставничества в нашей стране.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ Татевик Карабекян поблагодарила руководство Мордовии за возможность провести первую из окружных сессий в Саранске.
— В Год педагога и наставника нам поручено определить, кто такой наставник и оформить трудовые отношения в части наставничества. Министерство просвещения организовало координационный совет, куда вошли представители всех ведомств, а также корпораций, общественных организаций, — пояснила она. — Принят ряд решений, итогом которых стало в том числе и проведение форумных сессий. Первое, что необходимо, — определить, кто такой наставник и утвердить профстандарт наставника. Мы видим множество различных практик, они применяются в образовательных организациях, в спорте, медицине. Это локальные инициативы, которые успешно реализуются. Но нам необходимо формализовать наставничество для того, чтобы усилить вклад наставников в экономику страны и поддержать самих наставников. Сейчас наставничество определяется как дополнительная функция к тому, что сотрудник уже выполняет. Да, только профессионал может быть наставником. Но такие сотрудники теряют возможность получать стимулирующие выплаты, льготы.
Какие-то решения могут быть выработаны уже по результатам работы в Саранске. Здесь же начнется формирование ТОП-50 практик, которые будут внедряться в систему наставничества по всей стране. Работа продолжится, даже когда официально объявленный Год педагога и наставника закончится. Завтра, 24 октября на площадке МГУ им. Н.П. Огарева участник выездной сессии представят и обсудят практики наставничества в образовании, в сфере воспитания и социализации, в системе подготовки рабочих кадров.
Заседание «круглого стола» по опыту регионов в области наставничества прошло с элементами интерактива. Присутствующим в зале было предложено ответить на вопрос: «Кто такой наставник?» Ответы получились разнообразными: тот, кто готов помогать, авторитетный друг, лидер, учитель, педагог, гуру, тот, кто выполняет функции защитника, помощника, проводника. «Какими компетенциями, качествами должен обладать наставник?» — ответы вполне понятны: знания, терпение, выдержка, уважение.
