ruenfrdeitptes
Русский драмтеатр Мордовии завершил театральный сезон
Русский драматический театр достойно завершил сезон постановкой пьесы А. Н. Островского «Доходное место». На премьере зал был полон – для актеров это большая радость, да и зрителю приятно, когда он не одинок в своей любви именно к Русскому драматическому театру и конкретно к автору пьесы.

Русский драматический театр достойно завершил сезон постановкой пьесы А. Н. Островского «Доходное место». За верность выдающимся отечественным авторам, театру вполне можно присвоить звание им. «Русской классики». На премьере зал был полон – для актеров это большая радость, да и зрителю приятно, когда он не одинок в своей любви именно к Русскому драматическому театру и конкретно к автору пьесы.

А. Н. Островский близок нам «русопятым», прежде всего, интересом к социальным проблемам. Если Шекспир поднимает вечные темы – «Любовь и деньги» до уровня трагедии со множеством смертей, то Островский решает эти вопросы на бытовом, чаще всего, комедийном, уровне. Гибель человеческого духа для него важнее. Природа человека неизменна во все времена. Достоинства и пороки определяются не только социальными условиями общества (как замечают герои пьесы: «человек – существо общественное»), но прежде всего, семейными ценностями и личным нравственным стержнем. Поэтому постановка пьес А. Н.Островского почти всегда беспроигрышный вариант.

Режиссер А. Ермолин не впервые обращается к этому автору, а в данном случае он сумел подготовить к премьере два полноценных состава, умело соединив в каждом спектакле мастеров и молодых актеров. Не будем говорить о недостатках и некоторой невнятности режиссуры, потому что если есть яркие актерские работы, значит, спектакль удался.

Сценография четко определяет место действия, музыкальное оформление украшает и оживляет его: всё это помогает актерам обогатить красочную палитру создаваемых образов. Без усилий постановочной группы артистам сложно выстраивать свои роли, т.к. пьеса несколько скучновата из-за прямолинейного сюжета. Текстовые повторы и поучения также затягивают действие. Но многие исполнители сумели наполнить схематические образы жаром своего сердца.

Особенно следует выделить молодого, но опытного артиста Сергея Самарина. С первого появления и до конца спектакля он умело справляется с декларативным текстом роли. Вообще появление на сцене двух потенциальных женихов – Жадова и Белогубова – дает действию хороший эмоциональный заряд. Обаятельный хам в исполнении Михаила Зверева и Сергей Самарин в роли Жадова – очень убедительны в желании обрести счастье посредством создания семьи. М. Звереву не нужно изображать молодость – он сам еще достаточно юн. А вот з.а. РМ С. Самарин действительно сумел выглядеть наивным, похожим на восторженного студента. Его фирменные прыжки здесь более чем уместны: он очень трогателен в своем задоре и мечтах о будущем, непримиримости к порокам.

Исполнители этих ролей в другом составе также интересны и сразу берут в плен зрителей. А. Борзов и Д. Кручинкин создали также интересные образы. Под стать им невесты, дочери вдовы Кукушкиной, Юлинька и Полина. Опытная артистка Ю. Егоркина рисует образ своей героини сочными, веселыми мазками. Абсолютно пленительна Юлинька в исполнении арт. А. Рузавиной. Хороша внешне: глаз не оторвать. Наполняет образ таким теплом, что не вызывает ни малейшего сомнения: такая жена не оставит мужа в беде. А «дурочка» она прежде всего потому, что имеет доброе сердце. Никакие нападки сестры и матери так и не сделали ее «умнее».

Отдельно надо сказать о мамаше Кукушкиной: истинной заботливой русской женщине. Свой долг в воспитании она видит прежде всего в чистоте во всех её проявлениях, пусть хотя бы и внешней. Это её девиз. И, разумеется, пристроить дочерей достойно, т.е. отдать не в бедные руки. Чего ж плохого? Все так живут. З. арт. РМ С. Вельмакина создана для таких ролей – заботливых деспотичных матерей, что с блеском и демонстрирует. Другая исполнительница роли Кукушкиной – арт. С. Милашенко делает образ мягче внешне, но про таких говорят: «мягко стелет да жестко спать». Смотреть на обеих исполнительниц – одно удовольствие.

Любовная линия продолжена в пьесе в образах Аристарха Вышневского, важного чиновника, и его молодой жены Анны Павловны. К сожалению, исполнитель Вышневского з.а. РМ И. Дьячков ещё молод для такой роли и хорош собой (хотя у автора он дряхлый старик). Поэтому не понятно, почему он вызывает брезгливость у молодой жены, которую он купил как вещь, но ни любви, ни страсти в ответ не получил. Красивая, холодная Анна Павловна в исполнении з.а. РМ О. Сизовой не вызывает сочувствия, потому что сам драматург не дал ей шанса: она сама нечестна в своих поступках. Другая исполнительница этой роли, арт. К. Качмазова столь же хороша внешне, но ей удается в последней сцене быть человечной возле раздавленного отставкой мужа.

Надо сказать, что простой сюжет с любовными перипетиями разыгрывается на фоне служебных отношений героев. Важный чиновник Вышневский – незыблемый авторитет для подчиненных: чиновника Юсова и его помощников – Жадова и Белогубова. Он строг, принципиален в отношении племянника. Берет взятки сам, но не мешает и подчиненным. Даже мещанка Кукушкина согласна с такой политикой: «взятки не зло, а благодарность».

«Доходное место» – это прежде всего неправедная кормушка. Дикие деньги легко и пошло тратятся. Показательна сцена в трактире, где широко и разудало гуляют Юсов и его служащие. «Корпоратив» своего рода. Только незапятнанный Жадов пытается остаться в стороне. Умнейший Юсов понимает, что пора прекращать опасные игры со взятками: он уже всё поимел. Общий танец этих победителей и хозяев жизни вызывает брезгливость. Своего Аким Акимыча н.арт. РМ С. Адушкин делает очень обаятельным мерзавцем. Это умный и осторожный прожигатель жизни. Большой удачей спектакля явился образ Юсова в исполнении другого артиста. Тем более, что з.а. РМ А. Тимину, вероятно, было нелегко работать над этой ролью. Совсем недавно он предстал перед зрителями в образе важного чиновника в «Ревизоре» Гоголя, и здесь опять – чиновник: наглый, осторожный «учитель жизни». А. Тимину удалось достичь глубокого проникновения в образ Аким Акимыча, сделав его очень современным.

Жаль, что премьера нового спектакля состоялась в конце сезона. Зато ожидание нового сезона будет особенно желанным, и зрители снова встретятся со своими любимыми артистами и в этом спектакле и в других.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Еще по теме

Интересное

У бюджетников вырастут зарплаты в 2019 году

В новом году вырастут зарплаты бюджетников. Об этом рассказал министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин....